Культура, способная точно смоделировать место Солнца на Небосводе, получает право на своё место под Солнцем. Сегодня на Земном Шаре существуют только те культуры, что сумели это своё право и получить, и отстоять. Потеря каждой такой — умелой — культуры есть общее горе и уменьшение шансов всех остальных в решении вопроса выживания человечества на Планете, сохранения Земли как Планеты Людей.
Есть концепции, например Данилевского, Ясперса, есть цивилизационные установки, например, «европоцентризм», которые, если им следовать, перекроют мировому сообществу путь к выходу из очевидно обозначившегося тупика — потери «общего языка» со средой обитания.
Не касаясь болезненной темы этической, гуманитарной, правовой стороны утверждений о предрешённости-де жизни народов, не совпадающих с «осевым временем» или ещё какими-нибудь внешними для них координатами, исходящими от «измеряющей» стороны, следует обратить внимание на чисто прагматический просчёт таких подходов, не учитывающих «малого»: практического отсутствия качества земли у земли без населяющего её народа. Там, где речь идёт вроде бы о культурном превосходстве, практически предлагаются а-кулътурпые представления.
От этих точек зрения надо успеть отказаться, но и надо набраться смелости отказаться.
Названные позиции кажутся сильными, поскольку в них идут рассуждения о силе одних перед другими. Но на самом деле это концепции, происходящие от слабости. От полного неверия в то, что вопрос может быть правильно решён и от понимания того, насколько трудно правильное его решение. Но и одновременно от непонимания того, что самая трудная для освоения — пустая земля. Потому что только народ, долгое время землёй своей живший, сросшийся с ней, может обладать народной культурой, являющейся языком, кодом для общения с этой землёй.
Наводнения, лесные пожары, засухи и вымерзания, смерчи и торнадо заметной концентрации пришлись на календарно рубежные годы ХХ-ХХI веков. Какого свойства природа этих совпадений предстоит выяснить.
Такого рода соображения возникали и на прошлом рубеже веков. «Русский космист» А.Л. Чижевский выразил концептуальное видение этой связи в названии своей книги: «Земля в объятиях Солнца». Возможно, явления повторяются. И всё дело в Солнце.
Статья «Рух века» оказалась последней, подписанной её автором Сергеем Юрьевичем Румянцевым — учёным-музыковедом, талантливым и трудоспособным самобытным исследователем, устроителем и главным редактором «Российской музыкальной газеты».
Быт интересовал С.Ю.Румянцева своими подробностями, и он обладал редким даром уметь записывать за событиями. Что вполне проявилось в статье, представленной в сборнике, описывающей ураган — необычайное природное явление, имевшее быть в Москве под вечер 21 июня 1998 года, и вписывающей его — абсолютно культуроведческий взгляд автора на явление! — в контекст событий исторической и культурной жизни страны, Москвы и дома, где учёный прожил всю свою жизнь, документальные подробности которой, описанные им самим, волей судьбы обрели метафорический характер, знаковый смысл.
Что народная художественная культура в определённых исторических ситуациях обнаруживает себя как запёчатлённая гармония социальных отношений и коллективных психических состояний, как мера художественного вкуса и тонкое и точное ощущение меры самой жизни и полноты культуры по этой мере, читатель может убедиться ознакомившись со всем корпусом текстов представляемой книги.
Базисная и всеохватная форма жизни и народной культуры — это дом, жилище, застройка и архитектура.
В книге этой теме уделено особое и многообразное внимание: от рассмотрения устройств дворянских и купеческих усадеб (Т.П. Каждая) до образцов крестьянской архитектурной застройки в столичном городе (Е.И. Кириченко), от казачьего куреня на юге России (Э.А. Шулепова) до экзотических особняков Москвы (Л.И. Кузьменко).
Мышление обитаемым пространством — домом, жилищем, селом, городом, местом расселения (Н.Ю. Данченкова) — отличительная черта народной культуры и наиболее полное и основательное её выражение. В жилище-строительстве и домоустройстве каждый может явить себя ) и молча. И при этом максимально (Л.И. Кузьменко).
Освоение места расселения учитывается в самой организации осваиваемого пространства, прежде всего созданием пластического образа его доминанты — храма (И.К. Русакомский), созданием звукового образа места обитания — его «опеванием» (Н.Ю. Данченкова).
Дом — это сразу и жилище, и образ: и конкретность, и идеал. Место отца за семейным столом — реальные стол и стул, но и ролевое обеспечение того и другого, требуемое к исполнению как при наличии необходимых предметов, так и при их полном физическом отсутствии.
Представительный портрет — образ лучших мужей нации, соединяющий в себе облик достойных памяти потомков, равно и назидание им историческими — имевшими быть — лицами трудно переоценить в его значении для формирования самосознания нации. Так, стоит взглянуть на дело всей жизни Платона Петровича Бекетова, что на рубеже XVTII и XIX веков исполнил, подобно своему университетскому соученику и прославленному историку Николаю Михайловичу Карамзину, труд грандиозный. Вероятно, так и понимал свою миссию сам создатель практической: версии культуроведческой перспективы XVIII века, приступивший к её созданию с 1801 года — сразу же по календарному завершению века, (И.И.Иткина).
Страницы: