Цветы необычайные

14 августа 2001

Культура, способная точно смоделировать место Солнца на Небосводе, получает право на своё место под Солнцем. Сегодня на Земном Шаре существуют только те культуры, что сумели это своё право и полу­чить, и отстоять. Потеря каждой такой — умелой — культуры есть общее горе и уменьшение шансов всех остальных в решении вопроса выживания человечества на Планете, сохранения Земли как Планеты Людей.

Есть концепции, например Данилевского, Ясперса, есть цивилизационные установки, например, «европоцентризм», которые, если им следовать, перекроют мировому сообществу путь к выходу из очевидно обо­значившегося тупика — потери «общего языка» со средой обитания.

Не касаясь болезненной темы этической, гуманитарной, правовой стороны утверждений о предрешённости-де жизни народов, не совпадающих с «осевым временем» или ещё какими-нибудь внешними для них координатами, исходящими от «измеряющей» стороны, следует обратить внимание на чисто прагматический просчёт таких подходов, не учитывающих «малого»: практического отсутствия качества земли у земли без населяющего её народа. Там, где речь идёт вроде бы о культурном превосходстве, практически предлагаются а-кулътурпые представления.

От этих точек зрения надо успеть отказаться, но и надо набраться смелости отказаться.

Названные позиции кажутся сильными, поскольку в них идут рассуждения о силе одних перед другими. Но на самом деле это концепции, происходящие от слабости. От полного неверия в то, что вопрос может быть правильно решён и от понимания того, насколько трудно правильное его решение. Но и одновременно от непонимания того, что самая трудная для освоения — пустая земля. Потому что только народ, долгое время землёй своей живший, сросшийся с ней, может обладать народной культурой, являющейся языком, кодом для общения с этой землёй.

Наводнения, лесные пожары, засухи и вымерзания, смерчи и торнадо заметной концентрации пришлись на календарно рубежные годы ХХ-ХХI веков. Какого свойства природа этих совпадений предстоит выяснить.

Такого рода соображения возникали и на прошлом рубеже веков. «Русский космист» А.Л. Чижевский выразил концептуальное видение этой связи в названии своей книги: «Земля в объятиях Солнца». Возможно, явления повторяются. И всё дело в Солнце.

Статья «Рух века» оказалась последней, подписанной её автором Сергеем Юрьевичем Румянцевым — учёным-музыковедом, талантливым и трудоспособным самобытным исследователем, устроителем и главным редактором «Российской музыкальной газеты».

Быт интересовал С.Ю.Румянцева своими подробностями, и он обладал редким даром уметь записывать за событиями. Что вполне прояви­лось в статье, представленной в сборнике, описывающей ураган — необычайное природное явление, имевшее быть в Москве под вечер 21 июня 1998 года, и вписывающей его — абсолютно культуроведческий взгляд автора на явление! — в контекст событий исторической и культурной жизни страны, Москвы и дома, где учёный прожил всю свою жизнь, документальные подробности которой, описанные им самим, волей судьбы обрели метафорический характер, знаковый смысл.

Что народная художественная культура в определённых исторических ситуациях обнаруживает себя как запёчатлённая гармония социальных отношений и коллективных психических состояний, как мера художественного вкуса и тонкое и точное ощущение меры самой жизни и полноты культуры по этой мере, читатель может убедиться ознакомившись со всем корпусом текстов представляемой книги.

Базисная и всеохватная форма жизни и народной культуры — это дом, жилище, застройка и архитектура.

В книге этой теме уделено особое и многообразное внимание: от рассмотрения устройств дворянских и купеческих усадеб (Т.П. Каждая) до образцов крестьянской архитектурной застройки в столичном городе (Е.И. Кириченко), от казачьего куреня на юге России (Э.А. Шулепова) до экзотических особняков Москвы (Л.И. Кузьменко).

Мышление обитаемым пространством — домом, жилищем, селом, го­родом, местом расселения (Н.Ю. Данченкова) — отличительная черта народной культуры и наиболее полное и основательное её выражение. В жилище-строительстве и домоустройстве каждый может явить себя ) и молча. И при этом максимально (Л.И. Кузьменко).

Освоение места расселения учитывается в самой организации осваиваемого пространства, прежде всего созданием пластического образа его доминанты — храма (И.К. Русакомский), созданием звукового образа места обитания — его «опеванием» (Н.Ю. Данченкова).

Дом — это сразу и жилище, и образ: и конкретность, и идеал. Место отца за семейным столом — реальные стол и стул, но и ролевое обеспечение того и другого, требуемое к исполнению как при наличии необходимых предметов, так и при их полном физическом отсутствии.

Представительный портрет — образ лучших мужей нации, соединяющий в себе облик достойных памяти потомков, равно и назидание им историческими — имевшими быть — лицами трудно переоценить в его значении для формирования самосознания нации. Так, стоит взглянуть на дело всей жизни Платона Петровича Бекетова, что на рубеже XVTII и XIX веков исполнил, подобно своему университетскому соученику и прославленному историку Николаю Михайловичу Карамзину, труд грандиозный. Вероятно, так и понимал свою миссию сам создатель практической: версии культуроведческой перспективы XVIII века, приступивший к её созданию с 1801 года — сразу же по календарному завершению века, (И.И.Иткина).

Страницы:

Автор: В. Н. Максимов

Киновед, член Союза кинематографистов России, член Союза литераторов России, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИИ искусствознания, Заслуженный тренер России по синхронному плаванию.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Сообщение