Биография

Владимир Николаевич Максимов

Киновед, член Союза кинематографистов России, член Союза литераторов России, кандидат философских наук, ст. научный сотрудник НИИ искусствознания, Заслуженный тренер России по синхронному плаванию.

Родился 19 сентября 1940 г. в Москве.

Отец — Николай Васильевич Максимов, фотокорреспондент Агентства печати «Новости» (АПН), участник Великой Отечественной войны.

Мать — Цилия Борисовна Максимова, работала оператором в сберкассе на Центральном телеграфе.

Супруга — Максимова Мария Николаевна (1946 г. рожд.), Заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный преподаватель РГУФК.

Сын — Максимов Никита Владимирович (1970 г. рожд.), окончил 1-й Московский медицинский институт, работает сосудистым хирургом в 57-й Московской городской больнице.

Дочь — Максимова Гана Владимировна (1970 г. рожд.), Заслуженный мастер спорта по синхронному плаванию, в качестве тренера-постановщика сотрудничала с национальными командами Нидерландов, Канады, Израиля, Испании, Франции, Италии, Греции, Японии.

Владимир был единственным ребенком в семье. Его родители — интеллигентные и образованные люди — с детства привили сыну любовь к искусству, тягу к познанию и образованию.

Детство Владимира пришлось на Великую Отечественную войну. В то время как отец был призван на фронт в качестве военного корреспондента, семья Максимовых находилась в эвакуации: в первые годы войны в Куйбышеве, позже в Ташкенте и Ярославле.

В 1947 г. Владимир поступил в мужскую школу № 167 в Дегтярном переулке г. Москвы. В 1954 г. перешел в 8 класс 175 московской школы в Старопименовском переулке. В новой школе впервые для того времени были смешанные классы. Окончил школу в 1957 г. Затем по настоянию родителей поступил на заочный факультет в Строительный институт, где параллельно работал преподавателем. Однако на 5 курсе, окончательно осознав, что это не его призвание, ушел из вузаа и поступил в МГУ им. Ломоносова на философский факультет.

«Новая» студенческая жизнь Владимира Максимова пришлась на конец 60-х — начало 70-х годов — бурное время для творческой интеллигенции СССР. Это период встреч с известными и начинающими творческими личностями. В их числе были поэты Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Евгений Крапивницкий, Всеволод Некрасов, Эдуард Лимонов, художники Виталий Стейсин, Илья Кабаков, Андрей Лозин, Оскар Рабин, Игорь Ворошилов, скульпторы Вадим Сидур и Эрнст Неизвестный. Встречи проходили в мастерских художников, на дому, а также в небольших концертных залах или домах культуры. Порой места встреч были набиты до отказа. Люди собирались для того чтобы послушать свежие стихи, обсудить, обменяться мнениями, получить заряд положительных эмоций.

В эти годы Владимир Николаевич создает кино-клуб «Арбат-2» при кинотеатре «Художественный». Члены клуба просматривали множество фильмов, обсуждали и выдвигали перспективные идеи. Знакомились с творчеством Феллини, Антониони, Годара, Бергмана и др. В то время фильмы зарубежных кинематографистов не всегда были доступны, и каждый просмотр доставлял людям, увлеченным кино, массу удовольствия и пищи для размышлений.

Параллельно с учебой в МГУ и общественной деятельностью в киноклубе Владимир Максимов работал старшим инструктором в плавательном бассейне «Москва». Именно там он познакомился со своей будущей женой — пловчихой и студенткой ГЦОЛИФК — Марией Банасяк.

В бассейне действовала секция синхронного плавания. Владимир и Мария оба стали поклонниками этого нового для нашей страны вида спорта и с энтузиазмом подключились к его развитию в Москве, а позже и в Советском Союзе.

Сегодня можно с уверенностью говорить, что Максимовы стояли у истоков отечественного синхронного (фигурного, как тогда его называли) плавания. Впоследствии Владимир Николаевич 12 лет проработал Первым заместителем руководителя Федерации синхронного плавания страны. По его инициативе были созданы и проводились международные соревнования на призы журнала «Советская женщина», завоевавшие авторитет как внутри страны, так и за рубежом. Были разработаны разрядные нормативы, приложены большие усилия по созданию всесоюзной комиссии по синхронному плаванию при федерации плавания СССР. Именно Владимир Николаевич осмелился позвонить выдающейся балерине Майе Михайловне Плисецкой и пригласить ее посмотреть на выступления спортсменок-синхронисток. Увидев выступления на воде на музыку из балета «Лебединое озеро», Майя Михайловна направила письмо председателю спорткомитета СССР С.П. Павлову о необходимости признания и поддержке этого вида спорта на государственном уровне. В итоге в 1979 году были проведены Первые Всесоюзные соревнования по синхронному плаванию в гор. Электросталь, а Майя Плисецкая возглавила федерацию синхронного плавания.

В то время работа в спорте велась Владимиром Николаевичем и Марией Николаевной на общественных началах. Окончив МГУ, Владимир Максимов устраивается научным сотрудником в НИИ Художественного воспитания. Затем в 1971 году поступает в аспирантуру Государственного института искусствознания, где успешно защищает кандидатскую диссертацию. Но в тот момент его мечте — остаться работать в этом институте — не удалось тогда сбыться в силу отсутствия ставок. С 1976 года Владимир Николаевич занял должность заведующего литературной частью в Театре им. Станиславского. Здесь он работает не только заведующим литературной части, но и принимает активное участие в открытии в 1978 году пятой всероссийской недели «Театр и дети», где выступает автором сценария и режиссером совместно с Н.И. Кузнецовым. Режиссерский опыт, полученный в театре, пригодился Владимиру Максимову при постановке водно-спортивного номера в цирке на проспекте Вернадского в рамках культурной программы Олимпиады 1980 г. в Москве.

Приблизительно в это же время он становится научным сотрудником Государственного института искусствознания (Отдел Народной художественной культуры). За многие годы, проведенные в этом научном заведении, став кандидатом философских наук, Владимир Николаевич опубликовал несколько десятков своих трудов, принимал активное участие в круглых столах, рецензировал работы специалистов из других отделов. Разрабатывая основную проблематику отдела, Владимир Николаевич совместно с коллегами выпускает знаковые для науки сборники: «Народное творчество и современность: Вопросы методологии изучения», «Народное творчество в культуре развитого социалистического общества», «Народное творчество и средства массовой коммуникация», «Духовная культура села: традиции и современность», «Фольклор и викторина: Народное творчество в век телевидения».

И, наконец, плодом его усиленной работы стало составление книги «Цветы необычайные», в основу которой легла идея особости бытования культуры в период смены временных эпох. Исследование, как сборник статей, выполненных учеными Государственного института искусствознания с участием приглашенных коллег, вышло в свет в 2002 году.

Параллельно с научной деятельностью Владимир Николаевич активно занимался кинематографом. Широкий спектр познаний давал ему возможность работать в таких областях, как детское, документальное и самодеятельное кино, журналистика, литература. В частности, он принимал участие в работе отборочных комиссий по детскому документальному и любительскому кинематографу, неоднократно был членом жюри различных кинофестивалей. Приобретал опыт у таких известных кинематографистов, как Г.Л. Рошаль, П.Н. Терпсихоров, Т.Ю. Вульфович, В.К. Черных, М.М. Хуциев и др. Много публиковался в изданиях, посвященных искусству кино.

В 2000 году Владимир Николаевич стал членом Союза кинематографистов России. Сотрудничал с гильдией киноведов и кинокритиков. Был активным членом съездов кинематографистов. Боролся за сохранение кинопроката в нашей стране.

В 1993 году Владимир Николаевич организует Первый светский фильмовый фестиваль «Образ веры». В 1994 году фестиваль утвержден государственным институтом искусствознания министерства Культуры РФ и конфедерации союза кинематографистов. Устроители фестиваля высоко ценили и придавали особое значение поступившим в их адрес благопожеланиям Патриарха Московского и Всея Руси Алексея II: «Господь да поможет Вам и Вашим соработникам в трудах по продолжению традиции фестиваля „Образ веры“, который, надеюсь, окажет благотворное воздействие на духовную атмосферу России и ближайшего зарубежья, внесет свой вклад в дело сохранения и возрождения исторических религиозных и культурных традиций, коими так богато наше прошлое и наше настоящее».

На протяжении жизни Владимир Максимов всей душой отдавал себя синхронному плаванию. Его совместными с женой усилиями в 1970 году была создана первая в стране команда по синхронному плаванию «Буревестник». Их спортсменки — Татьяна Хайцер, Ирина Потемкина, Елена Осипова — были признанными звездами советского синхронного плавания 70-80-х годов.

В числе их выдающихся воспитанниц были 4-кратная чемпионка Европы, участница Олимпийских игр в Атланте (1996 г.), их дочь, Гана Максимова и 2-кратная чемпионка Европы (1999, 2000 гг.), обладательница Кубка мира (1999 г.), Олимпийская чемпионка Сиднея (2000 г.) Ирина Першина.

Работа в синхронном плавании привела к созданию театрализованных программ на воде. Художественное плавание как вид спорта прокладывало себе путь к официальному признанию через активную самопропаганду — показательные выступления на соревнованиях по другим водным видам — спортивному плаванию, водному поло. Эта традиция была продолжена в выступлениях учениц семьи Максимовых в культурной программе Московской Олимпиады-80 — в цирковом спектакле «Звезды олимпийской арены» в Московском цирке на проспекте Вернадского.

В 1980 году, когда новый Московский цирк на Ленинских горах решил выпустить свой первый водный спектакль, приуроченный к Олимпийским Играм в Москве, он не только собрал в программе ярчайшие номера Советского цирка, но и пригласил в нее сильнейшую команду страны по синхронному плаванию — СКИФ-Буревестник. Участие команды в цирковой программе стало первым и уникальным в истории цирковых водных постановок опытом, не имеющим аналогов в мире — опытом взаимоблагоприятного сотрудничества спорта и цирка. Это позволило поднять художественный уровень водной части цирковой программы и невольно способствовало созданию нового коллектива, ориентированного на постановку различных водных спектаклей как в цирке, так и за его пределами.

После двухнедельного участия в культурной программе Олимпиады, ведущей спортивной команде предстояло «возвращаться в спорт» — готовиться к календарным соревнованиям. Ее надо было заменять на весь годовой сезон в цирковой программе «Звезды Олимпийской арены». Тогда и был создан отдельный коллектив под совместным руководством Владимира и Марии Максимовых, который помимо программы 1980 года привлекался к участию в спектаклях того же цирка в 1985 и 1989 гг. Каждая из этих программ успешно демонстрировалась на протяжении всего года.

Номера «Сталактиты» и «Болеро», поставленные Марией и Владимиром Максимовыми к программе 1989 года, вошли в телевизионный фильм «Цирк на воде» 1990 года, созданный в пору появления первых ночных телеканалов в стране.

Группа «Театр танца на воде», организованная Владимиром и Марией Максимовыми, существует и поныне. На ее счету несколько постановок, показанных в городах России, Франции, Латвии и Индии, а также участие в церемониях открытия и закрытия соревнований по синхронному плаванию в программах Первых Юношеских Олимпийских игр и Игр Стран СНГ и Балтии.

К 90-летию РГУФКСиТ была проведена благотворительная акция, посвященная году семьи в России. Для воспитанников детских домов и учащихся школ Москвы и гостей юбилейного торжества был выпущен спектакль «Лебединое озеро» на музыку П.И. Чайковского, где Владимир Максимов совместно с дочерью Ганой выступил режиссером-постановщиком.

Мечтой семьи Максимовых было создание школы водной пластики, инициатором которой выступал Владимир Николаевич. Он был первым, кто создал новый вид художественных выступлений — пластический танец под водой. На создание таких программ его вдохновила прекрасная музыка Эдуарда Артемьева.

Владимир Николаевич имел конкретные перспективные планы, ориентированные на поддержание и обеспечение национального проекта «Здоровье нации». В эти планы входило использование профессиональных знаний и умений спортсменок-синхронисток — закончивших свою спортивную карьеру — в процессе нравственного воспитания и здорового образа жизни молодого поколения.

В числе значимых проектов Владимира Максимова были создание журнала русской знати «Царство», при Международном союзе дворян; проведение постоянно действующего межуниверситетского семинара по отечественной культуре, где он рассматривал отечественную культуру, как фактор национальной безопасности России; создание клуба «Стратегия: Культура», целью которого было практическое содействие созданию концепции культуры, адекватной культурному прошлому, настоящему, будущему России. Главной его мечтой, которую он не успел воплотить в жизнь, было написание монографии «Век веку руку подает. Народ, народная культура и время (время измеряемое и неизмеримое: в поисках культурных констант исторического порубежья)». Монография по замыслу Владимира Николаевича явилась бы второй частью исследования, началом которого стали «Цветы необычайные».

В планах Владимира Николаевича было возобновление фольклорных чтений памяти Дмитрия Викторовича Покровского (в прошлом руководителя ансамбля «Народный праздник»), проведение семинаров под заголовком «Пластический образ мира», проведение михалковских чтений, посвященных анализу теоретических аспектов современного экранного мира, а также выступления на заседаниях клуба «Свободное слово» с обсуждениями тем: «Православие и Российская реформа», «Религиозное сознание и мир экранных искусств».

Среди грозди проектов был проект «Сохранение пространства русского языка», девизом которого было стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!…». Владимир Николаевич Максимов считал, что тайны родного языка, как и пути господни неисповедимы. «…в одном можно быть уверенным — в языке нашем нет случайных смыслов, и поэтому в праве ли мы забывать о них?…» — писал Владимир Николаевич.

Владимир Максимов был истинным патриотом своей страны. Всегда хотел служить России. Чутко сопереживал судьбе родного отечества:

«Страна моя большая, но одинокая
Любовь ко мне ты примешь мою глубокую…»

Он видел суть жизни взрослых людей в обязательствах перед Землей, Отцами и Детьми, и всегда этому следовал.