Цветы необычайные

14 августа 2001

Демонстрирующее мощный потенциал, накопленный в этнологическом «цехе» отечественной науки коллективное исследование «Кален­дарь в культуре народов мира» Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, ответственные редакторы Н.Л. Жуковская, С.Я. Серов[16], включающее в том числе очень важный текст А.Н. Зелинского «Литургический круг христианского календаря». Исследование, показывающее нечто весьма существенное: календарей не только было, но и остается довольно много на планете, что является естественным выражением разнообразия планетарной жизни, — объективно необходимого разнообразия, постоянно подвергаемого, однако, опасности исчезновения, чреватого бедами для культуры как планетарного явления, а с тем и многих форм жизни на планете, от существования культуры, эти формы жизни охраняющей, буквально зависящих.

С. Неретина, А Огурцов «Время культуры»[17] — выполненное в Институте философии исследование, вполне определённо и убедительно на основании анализа широкого круга исторических взглядов и современного знания показывающее внутренний предел постмодернистских концепций, полагающихся на беспредел выдвигаемых своих представлений как вечную силу. В качестве своего «взноса» в решение проблемы утверждения позитивных ценностей авторы провозглашают философию очищения как «расчистку оснований, способствующих прежде всего созиданию, собиранию самих себя» (указ. соч., С. 343).

Г.П. Аксёнов монография «Причина времени» (Эдиториал УРСС, М.: 2001. 300 е.), где автор предлагает вместо вопроса «Что такое время и пространство?» поставить вопрос: «В результате чего идёт время и образуется пространство?» Вопрос этот ставит и на него отвечает, избирая две фигуры — Ньютона и Вернадского — в качестве главных для детального анализа концепций и, соответственно, охватывает и физическое, и биологическое время, подмечая среди многого существенного и то, что «человек почти утерял чувство времени и приобрёл взамен сознание времени» (указ, соч., С. 274).

Касательно названных книг возникает вопрос, на который нет ответа: на какую единую «плоскость» можно спроецировать сфокусированное в них знание о времени, дабы можно было соотнести его между собой, составить в единую целостность?

Вопрос к авторам будет странен и «не по адресу», потому что наука в целом не даёт ответа на вопрос в скольких временах живёт человек, но настойчиво пытается сделать вид, что в одном — естественнонаучно представимом — времени, которое и представляется «плоскостью проецирования».

Но это время есть лишь воплощённое распространение физических законов на мир человеческих жизней, устройство которого, конечно же, не только этими законами определяется.

Идея непредставимости времени лежит в основе представляемой книги.

Сравнительно с ней естественная наука борется как раз за максимальную представимость времени — за то, чтобы человек вовсе, говоря вышеприведёнными словами Аксёнова, «утерял чувство времени и приобрёл взамен сознание времени».

Что в планетарном масштабе из человека в результате этой утраты получится или калека, или уже не совсем человек, или вовсе не человек из изложенного, думается, вытекает вполне очевидно. С развитием электронных средств сообщения виртуальное пространство экранных миров всё более настойчиво обволакивает планету, отделяя человека от реального бытия, и тем действует вполне в унисон этой тенденции. Уже и часы сплошь и рядом оказываются лишены такого существенного атрибута видимого времени как круг и движущаяся по нему стрелка и предлагают фактически другое, только считаемое и указываемое, но не видимое и потому — виртуальное — время: в виде одних мелькающих цифр, с чем и движение времени, ориентируемое на чувство времени, прежде моделируемое часами, переводится в адресованный преимущественно сознанию информационный отчёт,, предоставляемый на фоне нервного счёта.

Манипуляции со временем и с видимым миром сливаются друг с другом.

Вопрос в вариациях: нужно ли это человеку? человечеству? способно ли оно осознать, куда влечёт его утрата чувства времени и гарантированно своё чувство времени сохранить?

Ответ без вариаций — только подлинно непредставимое время реально защищено от манипуляций с ним.

Культура сопротивляется и абсолютно сопротивляется этому процессу манипулирования временем.

Книга «Календарь в культуре народов мира» наполнена статьями, открывающими удивительное богатство культурных представлений о времени, и, фактически, ни одно из них не уступает по функциональной точности современным научным представлениям о том же. По результатам таких исследований видно, что никак нельзя — научно неправомерно — выносить вердикт об «отсталости» культур, не проведя сравнительный анализ календарных представлений о времени, сложившихся в разных культурах, на равных функциональных основаниях (то есть вне ответа на вопрос: работает/ не работает). Ведь, точно также естественнонаучные представления о времени — это то, что работает в условиях определённой (европейской) цивилизации. Не более того.

Отдавая должное подвигу достижений естественнонаучного знания, не следует всё-таки ставить его выше культурной традиции. То, что естественнонаучный «пространственно-временной континуум» не есть мировидческое решение загадки времени, можно понять, обратившись к другой, для времени не менее, чем пространство, важной связи: «Время и Судьба».

Страницы:

Автор: В. Н. Максимов

Киновед, член Союза кинематографистов России, член Союза литераторов России, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИИ искусствознания, Заслуженный тренер России по синхронному плаванию.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Сообщение