Цветы необычайные

14 августа 2001

Тем самым, наука и не заинтересована в устранении такой данности как религиозное сознание, напротив, заинтересована в его сохранении и продуктивном признании, поскольку есть вопросы, в которых она бессильна приблизиться к истине на основе лишь знания о религиозных представлениях, но вопреки религиозному сознанию.

«Культуроведческая перспектива» — то название, которое предлагается для обозначения территории аккумуляции нового рода опыта, требуемого для объединения прежде не объединяемого, ищущего не только расширения существующего ряда научных дисциплин, но и прямого выхода за пределы науки, что в рамках науки уже неосуществимо, но что как факт должно найти отражение в ней в виде соответствующего обоснования.

НЕПОВТОРИМОЕ И МАССОВОЕ

Ориентализм в России был связан с интересом к восточным культурам не в её пределах существующим — к Ближнему и Дальнему Востоку, к странам Юго-Восточной Азии, к культуре Китая в особенности.

Обращение к китайской вещи в русской культуре не столько добавляет живую краску в палитру богатой культурной жизни России рубежа эпох, сколько задает еще одно её измерение, позволяет ощутить еще одну глубину национальной культуры, открытой веяниям с востока и с запада и одновременно способной усвоить те и другие и сообщить им собственный колорит, придать иной, не только национальный, но и всемирный, масштаб (Л.И. Кузъменко).

Интерес к экзотике был закономерной «игрой сил», вполне проявивших себя в освоении национальной и европейской культуры.

На рубеже XIX-XX веков стратегия Бекетова — служения нации через участие в культуре — нашла себе достойное продолжение и развитие в деятельности купцов, промышленников, издателей — в значительной части своей старообрядцев. История коллекций изобразительного искусства, предназначенных для дара общественности, двух наиболее известных фигур — Третьякова и Солдатенкова — даёт основания задуматься о превратностях судьбы и о том, сколь многосложен оказывается путь к реальному вхождению в народную культуру (И.С. Непарокомова).

Роль Императора Александра III в русской истории не может быть переоценена.[14]

Отмена Императором Александром Ш в 1882-м году государственной монополии в области театра получила самое сильное продолжение в русской культуре, отозвавшейся на это решение многообразно и плодотворно. Допущение частных театров имело своим следствием открытие в Москве театра Ф.А. Корша (1882 г.), частной оперы С.И.Мамонтова (1885 г.), создание театральной труппы К.С. Станиславского,(1888 г.), образование Русского театрального общества (1894 г.) и многие другие известные культурные факты.

Были и не такие известные последствия государственного решения, но не менее для народной культуры значимые — широко распространённое явление любительского театрального движения, затронувшее самые разные социальные слои и имеющее долгую историю, что подтверждает общественную в них потребность и при самом критическом отношении к этому художественно неоднородному и неоднозначному явлению.

Театр, театральные журналы, театральная критика, театральное лю­бительство, Кугель — такова наметившаяся цепочка взаимосвязей, где сила интеллекта критика отдельным фактам и явлениям придаёт харак­тер целостного явления и импульс преобразования тонуса общественной жизни театром (М.В. Юнисов).

Гул большого города пытаются перекрыть шумные народные гулянья. Но публика, избирающая не площадь, но сад для той же извечной цели народных гуляний: «других посмотреть, себя показать» избирает себе не неизбежно шумный балаган, но эстраду, вмещающую в себя все жанры сценического искусства, включая лирические. Городской сад, эстрада — атмосфера неповторимого образа жизни новой народной культуры, ещё только осваивающейся со своими собственными масштабами в динамично меняющемся городе рубежа XIX-XX веков.

Короткое время спустя, в пределах векорубежья эти, формирующиеся на гуляниях в городском саду «легкие жанры», проявят свою крепкую силу, свою надёжную принадлежность народной культуре, когда в трудную пору послереволюционной эмиграции, возьмут на себя более, чем какие-либо другие искусства, важную миссию культурной идентифика­ции в жизни русского зарубежья.

Статья Е.Д. Уваровой «Легкие жанры в России конца XIX -XX веков» вводит читателя в атмосферу вызревания этих важнейших для народной культуры города плодов его полнокровной жизни.

И наконец, лубок, без которого ни вкус, ни цвет, ни запах городской народной культуры понять невозможно. Но лубок не только исторически возникшее, имеющее начало и завершение, явление (о которым читатель мог уже получить представление в связи со знакомством с многосторонним и успешным опытом его применения на издательском поприще Бекетовым), но ещё и в культуре непрекращаемое, но лишь видоизменяемое качество лубочности.

В статье «Технизация массовых жанров (Приключенческие серии-долгожители: метаморфозы лубочных сюжетов)» Н.М. Зоркой — пионера исследования темы рубежа веков в современном отечественном искусствознании[15] и исследователя русского лубка — читателю предоставляется возможность коснуться тайн сретенья лубка и балагана, и родившегося на их основе кинематографа.

«Звук лопнувшей струны» — ремарка из «Вишневого сада», равная по громкости всей пьесе Чехова — «энциклопедии дворянской усадьбы» нового, завершающего целый этап русской истории, времени.

Вместе с рассказом об истории любви Любови Раневской к читателю приходит доктор и драматург Антон Павлович Чехов, в 1904-м году многое в дыхании своей страны услышавший, о том удивительной своей «пьесой на век» произнёсший. И — в том же, 1904-м, году — ушедший (А.В. Шендерова). Приходит и современный молодой автор, решившийся сказать то, что прежде произнести не решались: Серебряный век в России революцией 1917 года завершился.

Работа архитектуроведа и философа, теоретика искусства Владимира Ильича Тасалова по той только причине не начинает книгу, что для коллективного исследования нужно сильное завершение — кода. Эту, отведённую ей в общем труде роль, статья-инсталяция «Человек-художник — между Богом и Машиной (Искусство как опыт самопознания)» В.И. Тасалова и выполняет, сохраняя одновременно за собой изначально предполагавшийся и внутренне ей присущий потенциал зачина.

Теперь уже следующей книги.

Страницы:

Автор: В. Н. Максимов

Киновед, член Союза кинематографистов России, член Союза литераторов России, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИИ искусствознания, Заслуженный тренер России по синхронному плаванию.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Сообщение