Цветы необычайные

14 августа 2001

О СТРУКТУРЕ ВРЕМЕНИ

У века есть своя структура.

Своя структура есть и у рубежа веков. Входя в эту пору, культура обретает определённое состояние, как то происходит с любым живым организмом, реагирующим на время суток, время года — подчиняющимся регулярности вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Есть и более ёмкие космические периоды, связанные с движением космических систем друг относительно друга, и, возможно, в этом и заключена причина периода длиной в век.

Но будет ошибкой ждать только от естественной науки таких или иных объяснений, потому что все они давно уже присутствуют в народном сознании и при этом никогда не прямолинейны, но сложно и многосложно опосредованные в своих отношениях с Космосом, науке о культуре известны и ею узнаются. Почему взаимо-соотнесённость разных — культурных и естественнонаучных — знаний и перспективна.

«Век» — понятие хронологическое, служащее важнейшей и широко употребимой мерой измерения пространства истории. Одновременно век как хронологическое понятие имеет очевидные границы своего применения.

Такой «век» равен ста годам. Социальная история всех частей Планеты измерена этой удобной мерой, но сама эта мера отнюдь не глобальна — она связана с возникновеним европейской цивилизации, является одним из существеннейших признаков и констант европейской цивилизации, но за её пределам была и остается не употребимой.

Но «век» — это еще и явленный, имеющий начало и конец, жизненный импульс. Такое понимание «века» — не как числа лет, но как пути от начала до конца, как меры жизни и как образа полной жизни — начатого и завершённого цикла, вдоха и выдоха (от первого вдоха до последнего вздоха) живущего— человека, государства, культуры, народа — свойственно цивилизации как таковой, роднит и ближние и дальние культуры, вопреки великому множеству отличий их друг от друга. Это понимание ориентировано не на внешнюю выразимость, но на внутренний и всегда так или иначе мистический смысл.

Число, выражающее не только те или иные конкретные количества, но и количество как мистический факт, мирит эти два разных качества века. Но такое его понимание лежит за пределами науки.

Век — единица измерения времени, особо важная в конце одного века, в канун века грядущего.

Рубеж веков и сам многосоставный, имеющий и начало своё и конец, и ту самую — таинственную — точку перехода, создающую сгущение событий и, возможно, времён. Однако же, если бы была эта точка, если бы можно было ухватить её, то о рубеже веков и говорить не приходилось бы, но она, явившись, возникнув, не намерена быть самой собой, то есть точкой, но, обозначив своим появлением начало рубежа (1881), не уходит, не исчезает, а подспудно движется и проявляется вновь и вновь, спустя годы и годы (на прошлом рубеже веков — 1900, 1904, 1905, 1914, 1917, 1924 гг.).

Рубежность — обречённый на ненахождение поиск рубежа. Калейдоскопическая смена событий, настроений и состояний общества.

Начавшись, рубеж веков ищет своего завершения — проявляет себя как вектор (конец века: «Концевековье»). Процесс этот — от начала рубежа к его завершению — осуществляясь частично в конце, частично в начале хронологически различных столетий, так получается, длится не одно десятилетие.

Рубежом (окончанием) Концевековья может служить только момент начала нового века, который не сразу с календарным приходом такового наступает, но постепенно вызревает в событийной телесности обладающего чертами целостности Концевековья.

Отлично от исторической естественности календарной, оно же — хронологической — смены веков, где сразу вслед за окончанием одного следует начало другого, здесь в смене одного века другим определённости не наступает. Собственно, долгое время определённость не наступает — не может наступить — поскольку о смене времён говорить не приходится. Но есть совместность существования разных времён: календарный век ещё не закончен — Концевековье о себе уже заявило. Календарный век начался — Концевековье ещё не завершилось.

Период рубежа веков, взятый целиком, оказывается зеркально противоположен целостности каждого века. В отличие от привычного — прямого — хронологического течения века, где за началом следует его продолжение (середина) и уже после того его окончание, в рамках целостности смены времён её началом оказывается длящееся окончание уходящего века, а окончанием — длящееся начало хронологически наступившего следующего века.

Тем самым, в рамках рубежа веков, прямо противоположно обычному течению времен, начало века следует за концом (а не как положено: конец— за началом). Вероятно, последнее (рубеж веков как перевёртыш, как оппозиция, как антитеза века) не может не иметь ряда следствий раз­личного свойства. Последние исторически многообразно проявляются.

Уточнение физической картины мира, сколь бы успешно оно не осуществлялось, не способно решить вопрос об адекватных представлениях о времени, каковое может дать только культурное время. Век является конкретным подтверждением необходимости введения такого понятия и представления о времени, а рубеж веков — конкретной ситуацией, подтверждающей их отсутствие и поводом о том напомнить.

Основанное на естественнонаучном, более всего — физическом, знании широко распространённое представление о времени как существующей независимо от культуры данности создаёт искажённую картину мира, по этой причине следует вернуться к более правильной картине мира, согласно которой оно (время) обладает целым рядом субъективных характеристик и обязывает.

Необходимо ввести понятие культурного времени.

Тема «рубежа веков» распадается на ряд желающих обрести само­стоятельность тем:
— хронологического диапазона (временной «рамки») ру­бежа веков;
— рубежности — особого состояния культуры как аккумуляции и наиболее точного выражения особого состояния общества;
— века-эпо­хи — века как единицы измерения;
— века-структуры — века как имеющего, по крайней мере, два —устойчивое и рубежное (переходное) — состо­яния и как минимум три — начало, середину, конец — части.

Страницы:

Автор: В. Н. Максимов

Киновед, член Союза кинематографистов России, член Союза литераторов России, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИИ искусствознания, Заслуженный тренер России по синхронному плаванию.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Сообщение