Цветы необычайные

14 августа 2001

Народная художественная культура есть то особое состояние национальной культуры, при котором части её сочетаются непротивоборно, не побеждая, но дополняя одна другую: разнонаправленные её жизненные импульсы равно центроустремлены и не разрушают один другого, но созидают ощутимую как общенужную центральную (главную) силу, способную не угнетать периферию, но дивиться её множественности и уметь приветствовать её различность, находя тому и другому союз — «всякое лыко в строку!» — и воздавая каждому по мере его.

Радость пребывает, а горе уходит в прошлое. И кажется — навсегда.

Созидается культурный образец, который много впереди народу бу­дет светить, а если что — послужит ему якорем спасения: памятью о великом, надеждой на возвращение к лучшему (вспомним вышеприводимые слова Карамзина об отечественной истории, одним из важнейших таких культурных образцов являющейся).

Сие богатое и исторически важное состояние национальной культуры и есть народная художественная культура.

Соответственно, и понятие народная художественная культура есть выражение той целостности, что не может быть сведена и принципиально не сводится к буквальной традиционной культуре, но распространяет силу её энергетического импульса и важнейший смысл народной традиции на целый круг явлений искусства и культуры, фокусированно и искренне причастных к поиску и соблюдению национального интереса.

Тем самым, понятие народной культуры, каким хотелось бы его представить читателю, выражает связь народной — традиционной — культуры со всей целостностью национальной культуры, взятой, однако, не вообще и не в любой момент её существования, но в моменты наибольшей полноты её самоосуществления, глубокого её дыхания, проживаемого гармонического сочетания и взаимодействия многих и разных её частей.

Составитель надеется, что читатель не единожды найдёт на страницах книги подтверждения возможности такой трактовки понятия, но в первую очередь адресует его к исполненному Е.И.Кириченко исследованию крестьянской застройки в городской среде («Крестьянская архитектура в русском городе»).

Создания архитекторов и их значимость в национальной культуре невозможно переоценить, но реальный контроль над ситуацией городского и сельского расселения огромного числа людей включает ещё и знание того, как следует быть с массовой застройкой, как быть с архитектурной традицией в жилищном строительстве, составляющем основную материю и почву пространства народной культуры.

Здесь в прямом и переносном смысле жизненный центр народной культуры, и благополучие нации в тот или иной момент или на длительный период её истории напрямую зависит от того, насколько государственные решения и культурная традиция находят друг друга.

Представляется вполне символичным, что позитивным драматургическим стержнем архитектуроведческой статьи о народной художественной культуре становятся Государевы решения, равно как и то, что это решения — Императора Николая Павловича.

Взгляд на структуру народной культуры требует ещё одного ряда аргументаций в пользу такого ракурса её рассмотрения.

О ЗЕНИТЕ И ГОРИЗОНТАХ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

П.П. Гнедич в своей «Истории искусств», в самом начале рассказа об искусстве Эллады, приводит в качестве примера ранних его образцов со­кровищницу (оно же — гробницу) Атрея в Микенах. «В плане она представляет форму круга, со стенами, сходящимися наверху в одной точке параболического свода».[7]

Это вот описание образца сакрального зодчества древних эллинов: купольное пространство, «сходящееся в одной точке параболического свода», в основании которого круг, более всего говорит о внутренней механике народной культуры и полнее многих других формул её выражает.

Признание равномерности и равносправедливости в расположении всех точек пространственной конструкции или воображаемой её модели с одновременным непременным же присутствием в ней одной-единственной, исключительной, точки есть внутренний модуль, применяемый многообразно к рассмотрению, если не буквально всех, то, по крайней мере, основных позиций мироустройства в народной культуре, притом в самых разных её областях и сферах. В том числе и в сфере власти.

Гениальная картина Небесного Свода Птолемея будет ведь тоже в точности такова. Добавление в неё Звезд и Солнца меняют масштаб, объясняют расстановку действующих сил, но не изменяют главного: надёжности и уютности Дома всех Землян, оказывающихся под гарантированным укрытием купола Неба, равносправедливо касающегося края Земли по периметру горизонта-круга. Здесь, на этом Своде, равномерно по отношению ко всем, под ним находящимся, расположенном, и может быть, и есть одна-единственная наивысшая точка, доступная только для Солнца — Зенит. (Строго говоря, Солнце — это и есть «Солнце в Зените», а всё другое о нём — лишь перенос его главного качества на его временные, промежуточные для него состояния.)

И князь Игорь, ставящий свои стяги в Путивле, для собирающихся под ними — то же Солнце. И «Слово о полку Игореве» есть рассказ об этом Солнце, которое и светит, и тучей закрывается, и закатывается, но в конце концов даёт надежду, что будет в Зените: «Солнце светится на небе, а Игорь-князь в Русской земле… Сёла рады, грады веселы».[8] Поли­тические доктрины, идеологии, социальные системы и прочая и прочая не преобразуют основной модуль народной культуры — не достает у них на то сил — но сами ищут путь и приходят в коллективное и индивидуальное сознание сообщества только через призму этого модуля, который не может при всех и любых стараниях социальных сил изменить своё существо: «Тяжко ти головы кромъ плечю, зло ти тълу, кромъ головы»[9] — «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы» (перевод Д.Лихачёва[10]).

Страницы:

Автор: В. Н. Максимов

Киновед, член Союза кинематографистов России, член Союза литераторов России, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИИ искусствознания, Заслуженный тренер России по синхронному плаванию.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Сообщение