Цветы необычайные

14 августа 2001

 

О КНИГЕ

Россия — мост соединяющий: Север — с Югом, Запад — с Востоком, Азию — с Европой, Европу — с Азией. Меж великими мирами — великое же явление: Россия. Другому, менее великому, не выдержать на этом месте. Просто — не быть. Для судьбы такой — географической и исторической — пограничности рубеж веков не мог быть, никогда и не был, безразличен.

Нужно осознать само время перемен, не впервые приходящееся в России на рубеж веков. О том книга.

Книга явит читателю широкий круг прежде мало известных или вовсе не известных ему фактов, позволяющих представить вселенские связи, пронизывающие истории народов и культур нашей страны, влекущие их в неразъёмное единство общей для всех Родины и тем обеспечивающие её важную миссию в общепланетарной жизни. Всякая попытка уклониться от исполнения своего непростого предназначения, обойти его стороной или исполнить его не в полной мере дорого обходится стране и людям. Политическая власть и общественное мнение тесно связаны с этим вселенским призванием России и всегда им испытуемы, течение русской истории им направляемо.

Необходимость самоопределиться — понять, и где мы находимся в пространстве общемировой истории, и сколь сильна наша зависимость от общей подвижки времени на планете, связанной с переходом из века в век, из эры в эру, — фактическая цель широкого круга исследований, не первый год и по многим направлениям осуществляемых в нашей науке, ей следует и данное, основанное на предположении об особой значимости народной культуры в жизни страны в период векорубежья.

Исследование не опаздывает к своим читателям: как показано на его страницах, рубеж веков — не завтра завершается.

Книга ориентирована на читателя, заинтересованного в объемной и разнообразной информации об отечественной культуре, и может такому интересу соответствовать весьма полно, поскольку каждая включённая в неё статья решает не одни лишь просветительские, но в первую очередь — актуальные научные задачи, встраивается в общий контекст современных забот науки о культуре, открывая возможности проследить течение научной мысли в этой области общественного знания.

Коллективный труд «Цветы необычайные. Народная художественная культура России рубежа веков. Культуроведческая перспектива» выполнен в стенах Государственного института искусствознания МК РФ научными сотрудниками Отдела народной художественной культуры с участием ряда приглашённых авторов — учёных Российского института культурологии, Государственного исторического музея, Государственного музея Востока, коллег из городов России. Работа проведена в годы, календарно завершающие столетие и тысячелетие, на пороге нового века, в ка­нун новой эры.

Гипотеза существования векорубежья как особого состояния культуры положена в основу исследования и подлежит проверке в его рамках.

Постулируется идея органического единства отечественной культуры и истории Отечества.

Культура рубежа веков рассматривается на материале хронологически разных исторических периодов, но более всего — XIX-XX веков.

В центре внимания — богатые и разнообразные формы и черты жизни многонародной, многоконфессиональной, многосословной страны.

Усилиями учёных воздаётся достойным памяти явлениям, событиям, именам. Показаны неповторимый характер земель России, духовный потенциал провинции, многообразие проявлений способности народа к творчеству, свойственный ему живой интерес к иным культурам и творческим мирам.

Инструментарий научного рассмотрения — понятия «век», «рубеж веков», «народная художественная культура» — одновременно оказывается предметом такового.

Не ошибется тот, кто захочет интерпретировать труд как искусствоведческий сборник — соблюдено традиционное для искусствознания внимание к видам и жанрам искусства, представлены: архитектура, музыка, литература, эстрада, кино, театр, музейное дело и коллекционирование — широкого круга явления культурной жизни России. Не менее важна трактовка самого феномена рубежности в искусстве России — анализ культуры как явления.

Научный сборник обладает тем неоспоримым достоинством перед другими научными жанрами, что стимулирует самого читателя определять, какая статья является для него стержневой в раскрытии интересующей его темы. Составитель хотел в полной мере опереться на это, жанровое, преимущество и пользуется случаем поблагодарить авторов за выполненные добротные и интересные статьи, позволяющие заявленную тему представить на общий суд в виде простой книги, топография которой вполне выразима в череде названий, составивших её «Содержание».

Вместе с тем, составителем предпринимались меры, чтобы основным итогом совместных исследовательских усилий читатель захотел счесть многоаспектный — кулътуроведческий — подход к рассмотрению избранной темы, возникающий при рассмотрении всех частей книги как единой целостности, обретающей в этом случае по необходимости сложное строение.

Составитель пользуется случаем поблагодарить рецензентов Ученого совета Института и коллег, прочитавших сборник как сложную книгу и сделавших критические замечания, способствующие приближению к решению задачи создания таковой.

Составитель благодарит Российский гуманитарный фонд научных исследований, удостоивший поддержкой грантом настоящее издание.

Составитель благодарит Издательство «Прогресс-Традиция» за сотрудничество.

И переходит к представлению читателю проблемы и направленного на её рассмотрение труда как коллективного исследования.

Страницы:

Автор: В. Н. Максимов

Киновед, член Союза кинематографистов России, член Союза литераторов России, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИИ искусствознания, Заслуженный тренер России по синхронному плаванию.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Сообщение