Из того, что «судьба» не является и не может быть предметом рассмотрения науки, не следует, что «время» свободно от этой связи.
Время, знание о котором кажется прерогативой физики, сформулировавшей всеобъемлющий тезис о пространственно-временной континуальности мира, не расшифровывается всё-таки через свою слиянность с пространством, то есть через концептуально-физическую (принадлежащую науке физике) континуальность.
Время открывается для понимания как время, то есть срок, все-таки через Судьбу. Это знали всё знающие древние греки — Мойры и богам Эллады доставляли хлопоты, поскольку нити жизни и бессмертных были в их руках. В XX веке об этом напомнили Шпенглер, в русской философии — Лосев, Тахо-Годи.
Тема Судьбы отнюдь не факультативна для проблемы времени, поскольку, склоняясь к неверным трактовкам времени, вопрос собственной судьбы мировое сообщество решает не в свою пользу.
Как иначе можно говорить о том, что вследствие чрезмерного доверия комплексу естественных наук, человечество сумело в одном пространство-времени соединить то, на разделение чего в природной жизни были затрачены гигантские усилия.
С позиции времени проблема неприятия открытий естественных наук, начиная с ядерной физики, включая генную инженерию, связана с тем, что такого рода открытия ломают внутренние перегородки и перекрытия мироздания, усилиями человечества сталкивая в едином пространство времени то, что в природном процессе тысячи и миллионолетия разводилось по разным «квартирам», дабы сообщить устойчивость Миру.
«Время культуры» С.Неретиной, А.Огурцова — фактический парафраз известного «Какие времена, какие нравы!», обыгранного и Грибоедовым, но, естественно, в нешутейном понимании смысла. Уже само всегдашнее, от века, присутствие такого — нравственного — прочтения времени в жизни общества есть общественная защита правильного — всеобъемлющего — понимания времени от узурпации частных его трактовок, выдаваемых за всеобщие.
К обладающим необходимой полнотой надо отнести и представление «век как эпоха». Долгое время — вполне буквально от становления Рима — «век» понимался как эпоха, то есть опять-таки, преобладало совокупное представление о времени, вмещающее в себя и историческое и, уже упомянутое, нравственное прочтение понятия.
Почему европейская цивилизация вступила на путь иного — выхолощенного — представления о времени («удобство» очевидно, но это — не главный ответ)? Почему в рамках цивилизации создалась и оказалась возможна ситуация ложного возведения частного знания об абсолютном в ранг знания всеобщего? — вопросы, требующие не дальнего, но ближнего исследования.
Кстати, оно удачно и началось: в упомянутой книге Аксёнова, который, ставя себе вовсе иные цели, параллельно обнаружил и нечто существенное и типологически неизбежное, придя к выводу, что Ньютон вовсе не то имел в виду, что Ньютона неправильно поняли. Здесь суть не в конкретике идей великого учёного, а в самом факте признания проблемы «как слово наше отзовется» существующей и для естественнонаучного знания.
Отлично от науки, где светлые головы «выдают» масштабные идеи, которые просто «не пролазят» в менее светлые головы «последователей», и, соответственно, «обрубаются по краям», чтобы вместились, традиционная культура не знает таких проблем. Потому что её опыт трансляции знания учитывает не только возможности головы тех, от кого оно исходит, но и возможности тех голов, в которых оно должно уместиться. Автократизм традиционной культуры известен. Но именно она умеет обеспечить наиболее демократическое распространение знания в пределах своего сообщества.
В борьбе религии с язычеством, потом науки с религией, потом партийной идеологии с наукой и упрямо осуществлявшимся сквозным для всех этих эпох торжеством эмпиризма, исходящего из простого: что получается — то и хорошо, всё, что получается — то научно, всё, что научно — то возможно, впрочем, нет: уже не просто возможно, но и — нужно! «Эмпиризм победил: мысль, так сказать, остановить нельзя!» А кто думает иначе, тот — ретроград и вообще…Но почему тогда цивилизации необходимы дома, где мысль всё-таки вынуждены останавливать?
И если признана необходимость психологической остановки неправильной мысли, то разве не следует говорить и об её этической остановке? Не о жестокой цензуре, гонениях, но — о внутреннем самозапрете?
Культура начиналась с запрета.
Но культурна ли наука? Захочет ли быть такой ценой наука культурна?
Но тогда и наоборот — нужна ли человечеству а-культурная наука? Может ли человечество довериться не желающей быть культурной науке?
Неполное знание о том, в каком, действительно, мире мы живем — сколь сильно на самом деле он окультурен и сколь искажаем общепринятой доверчивостью группе наук — является причиной распространения неверных представлений о реальности.
Как иначе, чем чрезмерным доверием комплексу естественных наук, можно объяснить то, что человечество опасно приблизилось и продолжает ускоренно приближаться к черте, которая может означать старт необратимых изменений сознания популяции, связанных с утратой культурой как планетарным явлением её контроля над поведением человечества в масштабе Планеты?
Страницы: