Цветы необычайные

14 августа 2001

Мы и сами — современники такого периода: жители рубежа.

Не только за окном везущего нас, Бог весть куда, поезда истории с калейдоскопической мгновенностью меняются виды, не только и внутреннее — душевное — состояние граждан гигантской страны постоянно подвергается испытаниям, но и фундаментальная концепция жизни Отечества лишается своих очертаний. И это — самый беспокоящий фактор переживаемого исторического времени.

Возможно, это и есть «проявление в действии» рубежа времён, если явление, о котором в исследовании идёт речь, действительно, существует.

Учёными-искусствоведами подмечено: историческая смена одного века другим не совпадает буквально с его хронологическими рамками. Началом XX века называются 1904, 1905, 1914 и др. гг.[1] А.Ю. Ханютин обосновывает версию: похороны Ленина и сооружение Мавзолея на Красной площади в Москве следует считать окончательным утверждением — и, стало быть, реальным началом — XX века в России.[2] Опираясь на такого рода наблюдения, исследование всё же основывается на другом. Здесь в принципе речь не идёт о точке перехода, но — о начале и конце: границах — переходного периода.

В век нельзя войти как входят в Новый год — невозможно однажды проснуться в нём поутру после дивной — снег с морозцем — новогодней ночи. Переход в Новый Век сопоставим скорее со вхождением в дом через тёмные сени.

Сопоставление (чтобы не отстать от электронного века) можно «технически усовершенствовать»: привести в пример шлюзы — для судов на водоканале, для акванавтов на подводных плавсредствах, для космонавтов на космических станциях — одним словом, указать на целый класс явлений, где прямой переход из одного средового пространства в другое исключён: не те возможности, иные правила.

Аналогично и разные века — различные средовые пространства.

И всё же первое из предложенных сравнений предпочтительнее своей правдивостью. Не в том соль, что будущее-де всегда — потёмки, но в том, что, когда в тёмных сенях идёт поиск на ощупь следующей двери, в воображении приходится проигрывать где, собственно, она может быть расположена.

Нижний рубеж XIX и XX столетий в истории России чрезвычайно известен — взрыв бомб и убиение Императора и Самодержца Всероссийского Александра II.

Дата события определена — 1 марта 1881 года стало быть, на тот день и приходится внутренняя — не календарная — дата окончания XIX века (как на особой чрезвычайности событие Лев Толстой в романе «Воскресение» отозвался на «1-е марта»).

То же можно сказать и об окончании рубежа XIX—XX веков (оно же, начале XX века) в России, пришедшихся на похороны Ленина и сооружение мавзолея на Красной площади в январе 1924 года.

Зеркальная противоположность связывает факты, родственные друг другу самой страшной связью: кровавым убиением от руки террориста.

Логика народовольцев, подхваченная вождем пролетарской революции, оказалась во всех смыслах железной, насмерть приковавшей его к извергающему смерть железу (бомба ли то, револьвер — не суть).

Тем самым, законы драматургии обнаруживают свою приложимость к истории, предстают как необходимые для такового в моменты её высшего напряжения — чтобы был правильный суд по законам истории и чтобы сами законы истории не могли бы быть кем-то произвольно определяемы или искажаемы. То же можно отнести к теме присутствия этической симметрии (воздаяния) в сём — земном — мире.

Библейская формула реализовалась в исторически достоверном сцеплении событий, не уступающем в замысловатости драматических перипетий ни одному самому сильному драматургическому замыслу — ни в классическом, ни в символистском, ни в модернистском, ни в каком-либо ещё его варианте.

Ради этого ли наблюдения касаться темы рубежа веков?

Нет! Хотя и этим наблюдением не следует пренебрегать.

Но есть другие — более обязывающие: определяемые как Концевековъе.

Конец века в широком понимании: «Концевековье» — как особое состояние общества и характерный момент жизненного цикла национальной культуры, время подведения итогов, сбора урожая — жатвы — на поле, не нами засеянном. Имеют ли право ныне живущие и пребывающие в силе не исполнить в общей череде смены поколений выпавшего на их долю труда?

Концевековье — время не одной жатвы, но еще и — посева. Что успеем посеять до окончания века, то и взойдет в веке грядущем!

Вот почему к теме рубежа веков нужно обратиться как к векорубежью.

Рубеж веков ещё не перейдён.

Страницы:

Автор: В. Н. Максимов

Киновед, член Союза кинематографистов России, член Союза литераторов России, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИИ искусствознания, Заслуженный тренер России по синхронному плаванию.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Сообщение