Формульное мышление и наука о культуре

31 октября 2007

Мера Мира

«Бог — мера всех вещей», — говорили древние.

Формула мироздания — причина устойчивости Мира—то, что изначально беспокоит «человека разумного».

Человеческому сообществу уже при его возникновении причину устойчивости Мира надо узнать, чтобы, действуя в Мире, не нарушить эту устойчивость и не погубить тем самым Мир и себя вместе с ним. Такое Знание необходимо всем — оно соответствует коллективной воле и коллективным представлениям, а потому объединяет: людей между собой, людей с Богами.

Но овладеть Формулой мироздания и тем самым приобщиться к причине устойчивости Мира означает — обрести вечную власть над Миром и самосохраниться навсегда. — Это ли не соблазн?! (Фауст!)

Здесь открывается сфера индивидуальных деяний, хотя и согласных с общими устремлениями, но имеющих одновременно и некоторый — всегда свой — угол отклонения от них, несовпадения с ними.

Здесь возникает точка спора людей не только друг с другом, но и с Богами.

Если у Мира есть мера, то — привнесена ли она в него извне?

Или Мера есть первое внутреннее условие существования Мира, соблюдая которое Мир существует и расширяется сколь угодно долго и далеко, но в результате нарушения которого (утраты Меры Мира) может мгновенно лишиться своих пределов — погибнуть?

Древние знали ответы на эти вопросы. Потому что «древними» — то есть успевшими оставить память о себе для дальних и очень дальних потомков — могли оказаться лишь те, кто не ошибался в ответе на них. Все другие попросту погибали.

По одной только этой причине дальним опытом человечества не следует пренебрегать — благодаря такому опыту оно сохранилось.

«Узнавая — не повредить!» — так, вероятно, аналогично известной формуле Гиппократа об отношении лекаря к пациенту, можно сформулировать первую заповедь человеческого познания.

«Не повредить» — значит, в первую очередь, подстраховаться, принять какие-то предварительные меры, способные смягчить последствия возможных ошибок, в идеале — просто предохраняющие от ошибок. Какие конкретно? — Очевидно, многообразные. Но единые в соблюдении самого принципа: предварительно, с опережением действий, нащупать Меру Мира, дабы не перейти ее.

Магия была таким способом предварительных мер и охранения Меры Мира на ранних стадиях истории человечества. Стоит учесть, что это был все-таки надежный способ. По крайней мере, на Земле найдется немалое число (пусть и не очень больших) народов, по сей день самосохранившихся в опоре на этот способ.

Является ли осуждение магии, возникающее «по мере развития человечества» в системах мировых религий, в общественной и естественной науках, действительным отказом от магических — предохраняющих действий в жизни общества?

Или то лишь способ самосовершенствования самой магии, потребовавший столь глубокого ее преобразования, столь значительной жертвы, каковой является отказ от собственного имени?

Как бы то ни было, наука о культуре не может поставить себе иную цель, нежели поиск причины (причин) устойчивости Мира и способов сохранения этой устойчивости. Наука о культуре обречена работать на той же площадке и с теми же целями, что и магия древних и «отсталых» народов, даже если забудет о бесценном накопленном опыте и предаст его тысячу раз анафеме. Потому что по социальному расписанию ролей именно она и, забывая надолго, не может забыть навсегда: «Не навреди!».

Потому что в противном случае она погибнет. Вместе с Миром, который она должна (но вдруг не сумеет?) охранить.

Подобно магии древних, наука берет на себя функцию общественной психотерапии. Стремясь выполнить ее наилучшим образом, наука заряжает общество оптимизмом. В том числе с помощью своеобразного «психотропного витамина» под название «Прогресс» (общественный, научный, технический).

Польза от прогресса, подобно пользе от витамина, обнаруживается немалая…

До той поры, пока очевидным не становится противоположное — вред, нанесенный «организму» употреблением витамина.

Прогресс продолжается, и, поскольку его оборотная сторона уже ясна, культивируется надежда на то, что при соответственно возросшей его скорости, можно будет проскочить — как проскакивали на разогнавшемся паровозе «узкое место» — ржавый мост — герои одного из романов Жюля Верна.

Таковым, как известно, оказывается в уже обозримой перспективе нехватка на Планете ресурсов питания, чистой воды, самого воздуха. Не слишком ли широко «узкое место»?! Обретет ли «паровоз» прогресса соответственную ширине «узкого места» скорость?

Хватит ли и скорости света, чтобы одолеть такую-то ширину?!

На рубеже столетий и в преддверии новой эры общественное сознание оказывается более готовым к осмыслению происходящего на всей планете, и наука о культуре получает шанс правильно — не конъюнктурно — ответить на вопрос о мере развития общества, признав и отстаивая за магией право на ее первое имя. Ибо «мера развития» в опоре преимущественно на научные представления оказалась вовсе не такова, чтобы стоило забывать накопленный человечеством донаучный опыт самосохранения. Напротив, она как раз такова, чтобы к опыту выживания народов планеты обратиться и успеть найти способ рачительно сберечь и учесть именно многонародный характер этого опыта, и с его помощью научиться беречь еще имеющийся на планете жизненный ресурс.

Загадочное (на сегодняшний день непонятно каким образом достижимое) согласие науки и магии все-таки предполагает изначальное и бесспорное согласие в изначальном вопросе — о Мере Мира. Ее признании и неукоснительном соблюдении.

Страницы:

Автор: В. Н. Максимов

Киновед, член Союза кинематографистов России, член Союза литераторов России, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИИ искусствознания, Заслуженный тренер России по синхронному плаванию.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Сообщение