Приводятся три положения, обосновывающие необходимость изменения отношения в межгосударственных отношениях к культуре:
Первое. Культура — единственно возможный для народа способ передачи жизненного опыта предшествующих поколений поколениям последующим.
Второе. Культура — живой организм, обладающий, как и всё живое, дыханием. Дыхание культуры проявляется как внутри культуры (например: труд/праздник), так и во всем её строе (пора стабильности/эпоха изменений).
Например, «Рать стоит до мира, ложь до правды», «Хорошо браниться, когда мир готов». В этих народных мудростях, приводимых в статье «Мiръ» у Даля — и о дыхании культуры по событийным доминантам: «мир/война», и о подразумевании того, что в рамках культуры в событиях, выстраиваемых и по худшим сценариям должна существовать некая гарантия исхода из худшего в лучшее.
Третье. Культура, как и природа (живая и неживая), существует по законам. Законы эти могут быть ещё не известны исследователям, но культура их всё равно ведает. Наличие этих законов проявляется в существовании культурных констант, то есть того, что народом непременно должно быть сохраняемо, дабы культура его не погибла.
Общий вывод: Существующие культурные константы, тысячелетия сохраняющие народы, живущие на Планете Земля;
• во-первых, предполагают долговременный опыт жизни людей на своей земле, позволяющий народам очень трудоёмкий процесс сохранения нужных всему человечеству культурных констант реально осуществлять;
• во-вторых, позволяют реально соблюдать ответственность этих народов перед мировым сообществом за практическую сохраняемость ведомых им культурных констант.
По названным причинам международный общемировой интерес заключается не столько в том, чтобы у какого-то народа среду его обитания отнять, сколько в том, чтобы помочь ему её сохранить. Естественно, при обоюдном соблюдении определённых условий, способствующих сохранению общепланетарных культурных констант в пределах обжитых географических пространств.
Культурные константы имеют много различий, вызванных природными различиями равнин и гор, снегов и песков пустынь, тайги и тропических лесов, берегов рек и морей и т.д., заселённых разными народами. Но они же (культурные константы как принцип) имеют и много общего в заботе каждого народа сохранить свой мир в наибольшей полноте и в доказательстве своей способности сделать это лучше других народов.
При таком подходе — подходе с точки зрения взаимных обязательств за общую планету в конкретно взятых её географических пространствах, когда народы, страны, правительства будут знать, что на первом месте во взаимоотношениях друг с другом стоит ответственность каждого за наилучшее сохранение своей среды обитания на основе их богатых культурных традиций жизни на своей земле, — не нужно будет, скажем, государству малых возможностей пытаться претендовать на обладание территориями стран с большими возможностями.
Ибо мера ответственности за сохранение культурных констант всегда велика и тяжела, но при ошибочных, исторически не обоснованных претензиях иным такая ответственность может оказаться ещё и непосильна.
По названным причинам международный общемировой интерес заключается не столько в том, чтобы у какого-то народа среду его обитания отнять, сколько в том, чтобы помочь ему её сохранить. Естественно, при обоюдном соблюдении определённых условий, способствующих сохранению общепланетарных культурных констант в пределах обжитых географических пространств.
Культурные константы имеют много различий, вызванных природными различиями равнин и гор, снегов и песков пустынь, тайги и тропических лесов, берегов рек и морей и т.д., заселённых разными народами. Но они же (культурные константы как принцип) имеют и много общего в заботе каждого народа сохранить свой мир в наибольшей полноте и в доказательстве своей способности сделать это лучше других народов.
При предлагаемом подходе поиск не обманных, но подлинных взаимодействий и взаимных поддержек как между государствами, так и внутри них, станет востребован политиками, а с тем и вызовет их необходимый интерес к заботе о сохранении глубокой культуры — Культуры в вышеизложенном, максимально широком, её понимании.
Страницы: