Социальные и экологические последствия I Мировой войны — безрадостные перспективы

13 декабря 2010

Приводятся три положения, обосновывающие необходимость из­менения отношения в межгосударственных отношениях к культуре:

Первое. Культура — единственно возможный для народа способ передачи жизненного опыта предшествующих поколений поколени­ям последующим.

Второе. Культура — живой организм, обладающий, как и всё жи­вое, дыханием. Дыхание культуры проявляется как внутри культу­ры (например: труд/праздник), так и во всем её строе (пора стабиль­ности/эпоха изменений).

Например, «Рать стоит до мира, ложь до правды», «Хорошо бра­ниться, когда мир готов». В этих народных мудростях, приводимых в статье «Мiръ» у Даля — и о дыхании культуры по событийным доминантам: «мир/война», и о подразумевании того, что в рамках культуры в событиях, выстраиваемых и по худшим сценариям долж­на существовать некая гарантия исхода из худшего в лучшее.

Третье. Культура, как и природа (живая и неживая), существует по законам. Законы эти могут быть ещё не известны исследователям, но культура их всё равно ведает. Наличие этих законов проявляется в существовании культурных констант, то есть того, что народом непременно должно быть сохраняемо, дабы культура его не погибла.

Общий вывод: Существующие культурные константы, тысяче­летия сохраняющие народы, живущие на Планете Земля;

во-первых, предполагают долговременный опыт жизни людей на своей земле, позволяющий народам очень трудоёмкий процесс со­хранения нужных всему человечеству культурных констант ре­ально осуществлять;

во-вторых, позволяют реально соблюдать ответственность этих народов перед мировым сообществом за практическую со­храняемость ведомых им культурных констант.

По названным причинам международный общемировой инте­рес заключается не столько в том, чтобы у какого-то народа среду его обитания отнять, сколько в том, чтобы помочь ему её сохранить. Естественно, при обоюдном соблюдении определённых условий, спо­собствующих сохранению общепланетарных культурных констант в пределах обжитых географических пространств.

Культурные константы имеют много различий, вызванных при­родными различиями равнин и гор, снегов и песков пустынь, тайги и тропических лесов, берегов рек и морей и т.д., заселённых разными народами. Но они же (культурные константы как принцип) имеют и много общего в заботе каждого народа сохранить свой мир в наи­большей полноте и в доказательстве своей способности сделать это лучше других народов.

При таком подходе — подходе с точки зрения взаимных обяза­тельств за общую планету в конкретно взятых её географических пространствах, когда народы, страны, правительства будут знать, что на первом месте во взаимоотношениях друг с другом стоит от­ветственность каждого за наилучшее сохранение своей среды оби­тания на основе их богатых культурных традиций жизни на своей земле, — не нужно будет, скажем, государству малых возможностей пытаться претендовать на обладание территориями стран с больши­ми возможностями.

Ибо мера ответственности за сохранение культурных констант всегда велика и тяжела, но при ошибочных, исторически не обо­снованных претензиях иным такая ответственность может оказаться ещё и непосильна.

По названным причинам международный общемировой инте­рес заключается не столько в том, чтобы у какого-то народа среду его обитания отнять, сколько в том, чтобы помочь ему её сохранить. Естественно, при обоюдном соблюдении определённых условий, спо­собствующих сохранению общепланетарных культурных констант в пределах обжитых географических пространств.

Культурные константы имеют много различий, вызванных при­родными различиями равнин и гор, снегов и песков пустынь, тайги и тропических лесов, берегов рек и морей и т.д., заселённых разны­ми народами. Но они же (культурные константы как принцип) име­ют и много общего в заботе каждого народа сохранить свой мир в наибольшей полноте и в доказательстве своей способности сделать это лучше других народов.

При предлагаемом подходе поиск не обманных, но подлинных взаимодействий и взаимных поддержек как между государствами, так и внутри них, станет востребован политиками, а с тем и вызовет их необходимый интерес к заботе о сохранении глубокой культуры — Культуры в вышеизложенном, максимально широком, её понимании.

Страницы:

Автор: В. Н. Максимов

Киновед, член Союза кинематографистов России, член Союза литераторов России, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИИ искусствознания, Заслуженный тренер России по синхронному плаванию.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Сообщение