Социальные и экологические последствия I Мировой войны — безрадостные перспективы

13 декабря 2010

Авторы: Максимов В. Н., князь Голицын А. К.

Смысл заблаговременного обращения интеллектуальной элиты планеты к анализу событий без малого столетней давности ви­дится прежде всего в том, чтобы показать пагубность прежнего меж­дународного опыта и необходимость поиска концептуально нового — мирного — пути.

Прецедент и пафоса, и конкретики такого же рода поиска имели место как раз на прошлом рубеже веков.

«История России (IX–XX вв.)» Евгения Шмурло: «Гаагская кон­ференция. В 1899 г. в Гааге, столице Голландии, собралась по личной инициативе имп. Николая II мирная конференция, в которой приня­ли участие все европейские государства, С.-А. Соед. Штаты, Мексика, Япония, Сиам и Персия. Государь руководился благородным желани­ем «положить предел вооружениям и изыскать средства предупре­дить угрожающие всему миру несчастья». Но I Мировая не заставила себя долго ждать. Вывод один — мотивы межгосударственного согла­сия оказались недостаточными для сохранения мира. Можно ли век спустя после начала I Мировой войны найти более надёжные мотивы, существенные для всестороннего стремления к миру? Специально созданные мощные международные организации, постоянно содей­ствующие движению к достижению данной цели, отнюдь не делают заданный вопрос наивным. По той простой причине, что тот интел­лектуальный и нравственный ресурс, что накоплен в ходе истории существования Человечества, используется ими явно не в полной мере. Вполне конкретно, Культура как фактор стабилизации обще­планетарной жизни оценивается недостаточно.

Причинами, побуждающими всё-таки сформировать глубинный и всеобъемлющий подход к культуре, как особо важной сфере чело­веческого существования, следует считать не только те засухи, наво­днения и другие экологические катаклизмы, что происходят ныне, в начале XXI века, но и природные катастрофы конца минувшего XX века. Важнейшая из них — умирание Аральского моря, случив­шееся по причине пересыхания русла тысячелетия существовавшей могучей реки Аму-Дарьи.

Какая может быть связь между I Мировой войной, охватившей многие страны, и экологической катастрофой, произошедшей дол­гие десятилетия спустя на территории всего лишь одного самостоя­тельного государства?

Современный исследователь А.Н. Боханов, автор статьи «Нико­лай II» в книге «Русские самодержцы» справедливо говорит о том, что в России «1917 год очень во многом был результатом 1914-го. Вой­на всё довела до предела, обострила конфликты, усугубила отчуж­дение и изоляцию высших носителей власти, способствовала разло­жению и деформированию морали, так как утверждала в сознании многих людей представления о возможности насилия для достиже­ния политических целей». Эта мысль может быть продолжена, по­скольку дальше, как известно, в России последовали: гражданская война, за ней — новые отношения между территориями. Тема наси­лия стала составляющей не только конкретных, имеющих опреде­ленный исторический срок, внутрисоциальных процессов, но и стала элементарной составляющей имеющего более долгий исторический срок мировидения во взаимоотношениях социума и природы.

Кроме того, и сам процесс и создания СССР и продления его существования был способом возвращения страны в преж­ние державные пределы не за счёт одного только распространения идей пролетарского интернационализма. Ирригационные проекты, предлагаемые в рамках новых отношений с прежними соотечествен­никами, весьма существенно влияли на их желание совместно строить новую жизнь. И 950-километровый Каракумский канал, построенный в середине 1950-х гг. по примеру 330-километрового Большого Фер­ганского канала им. И.В.Сталина 1939 года, был одним из реальных достижений на этом пути. Но ближе к концу XX века именно этот ка­нал стал ещё одной причиной неконтролируемого потребления воды в отдельно взятом Среднеазиатском регионе страны. Что в свою оче­редь привело и к уже случившейся беде с Аралом, и к выстраиванию тогда ещё только намечаемых, но и в этом своем качестве уже, оче­видно, потенциально чрезвычайно опасных — и не для одной толь­ко конкретной страны, но для гидробаланса всей планеты — планов «поворота северных рек» России.

Всемирная история может быть представлена как история пере­дела освоенных и осваиваемых людьми конкретных географических пространств и территорий. Однако существенной частью всемирной истории с незапамятных времён является религиозное сознание, тоже имеющее историю — историю сохранения в веках представлений о целостности Мира. Предания и мифы, священные книги, религи­озные нормы и общечеловеческие правила поведения основой своей имеют абсолютную необходимость адекватного понимания людьми самого существа взаимоотношений Человека с Богоданной ему Зем­лёй, шире — со всем Природным Миром, в котором Человек обитает.

Наука, атеизм подчас всё ещё постулируются как полноправные, а то и как более перспективные, воспреемники религиозных представ­лений людей в выстраивании линии взаимодействия природы и об­щества. Однако фактов, подтверждающих бесперспективность такого пути жизни на планете, уже достаточно. Тем не менее для противо­стояния их появлению не хватает усилий по объединению позитивных намерений в определённую целостную концепцию, способствующую объединению забот о природоохранении с не менее важными забота­ми об охранении Культуры. Культуры, трактуемой в адекватном её под­линной социальной роли широком смысле — как Умение Человечества сохранять своё существование на планете Земля.

Иными словами, культурный пафос науки, политики, экономики правильнее видеть не в умении людей насильственно противостоять Природе, но в том, чтобы искать и находить с ней гармонию, каковой, собственно, и является культура, взятая во всей её полноте, — Куль­тура с большой буквы. Составной частью так понимаемой культуры является и наука.

Такой мотив — аккумуляции нравственных, мировоззренче­ских, инженерных и физических человеческих усилий на понимании Культуры как Воли Господней, явленной в жизни людей и народов, как минимум способен вести к исключению обмана в совместных поисках череды и даже целой системы межгосударственных согла­сий, необходимых народам Земли для физического сохранения общепланетарной жизни.

Страницы:

Автор: В. Н. Максимов

Киновед, член Союза кинематографистов России, член Союза литераторов России, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИИ искусствознания, Заслуженный тренер России по синхронному плаванию.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Сообщение