Авторы: Максимов В. Н., князь Голицын А. К.
Смысл заблаговременного обращения интеллектуальной элиты планеты к анализу событий без малого столетней давности видится прежде всего в том, чтобы показать пагубность прежнего международного опыта и необходимость поиска концептуально нового — мирного — пути.
Прецедент и пафоса, и конкретики такого же рода поиска имели место как раз на прошлом рубеже веков.
«История России
Причинами, побуждающими всё-таки сформировать глубинный и всеобъемлющий подход к культуре, как особо важной сфере человеческого существования, следует считать не только те засухи, наводнения и другие экологические катаклизмы, что происходят ныне, в начале XXI века, но и природные катастрофы конца минувшего XX века. Важнейшая из них — умирание Аральского моря, случившееся по причине пересыхания русла тысячелетия существовавшей могучей реки Аму-Дарьи.
Какая может быть связь между I Мировой войной, охватившей многие страны, и экологической катастрофой, произошедшей долгие десятилетия спустя на территории всего лишь одного самостоятельного государства?
Современный исследователь А.Н. Боханов, автор статьи «Николай II» в книге «Русские самодержцы» справедливо говорит о том, что в России «1917 год очень во многом был результатом
Кроме того, и сам процесс и создания СССР и продления его существования был способом возвращения страны в прежние державные пределы не за счёт одного только распространения идей пролетарского интернационализма. Ирригационные проекты, предлагаемые в рамках новых отношений с прежними соотечественниками, весьма существенно влияли на их желание совместно строить новую жизнь. И
Всемирная история может быть представлена как история передела освоенных и осваиваемых людьми конкретных географических пространств и территорий. Однако существенной частью всемирной истории с незапамятных времён является религиозное сознание, тоже имеющее историю — историю сохранения в веках представлений о целостности Мира. Предания и мифы, священные книги, религиозные нормы и общечеловеческие правила поведения основой своей имеют абсолютную необходимость адекватного понимания людьми самого существа взаимоотношений Человека с Богоданной ему Землёй, шире — со всем Природным Миром, в котором Человек обитает.
Наука, атеизм подчас всё ещё постулируются как полноправные, а то и как более перспективные, воспреемники религиозных представлений людей в выстраивании линии взаимодействия природы и общества. Однако фактов, подтверждающих бесперспективность такого пути жизни на планете, уже достаточно. Тем не менее для противостояния их появлению не хватает усилий по объединению позитивных намерений в определённую целостную концепцию, способствующую объединению забот о природоохранении с не менее важными заботами об охранении Культуры. Культуры, трактуемой в адекватном её подлинной социальной роли широком смысле — как Умение Человечества сохранять своё существование на планете Земля.
Иными словами, культурный пафос науки, политики, экономики правильнее видеть не в умении людей насильственно противостоять Природе, но в том, чтобы искать и находить с ней гармонию, каковой, собственно, и является культура, взятая во всей её полноте, — Культура с большой буквы. Составной частью так понимаемой культуры является и наука.
Такой мотив — аккумуляции нравственных, мировоззренческих, инженерных и физических человеческих усилий на понимании Культуры как Воли Господней, явленной в жизни людей и народов, как минимум способен вести к исключению обмана в совместных поисках череды и даже целой системы межгосударственных согласий, необходимых народам Земли для физического сохранения общепланетарной жизни.
Страницы: