В декабре 2010 года в кинотеатре «Иллюзион» состоялось открытие научно-просветительского проекта «Киноклуб Академии МНЭПУ».На заседании киноклуба присутствовали студенты и аспиранты Академии МНЭПУ, а также приглашённые гости.
Перед показом фильма с приветственным словом выступили ректор НОУ ВПО «Академия МНЭПУ» к.э.н. Сергей Станиславович Степанов, который отметил важность и значимость открытия киноклуба, проректор по науке Академии МНЭПУ профессор, д.с.н. И. А. Сосунова, а также профессор ВНИИ искусствознания Министерства культуры РФ, к.ф.н. В. Н. Максимов.
На первой встрече киноклуба был показан фильм — обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля — «Солярис» режиссёра А. Тарковского.
Прекрасная работа А. Тарковского (экранизация одноимённого романа Станислава Лема), в которой режиссёр снял Донатаса Баниониса, Наталью Бондарчук, Николая Гринько, Анатолия Солоницына и др. И хотя картина снята в 1972 году, она и сегодня не потеряла своей актуальности и всё ещё выглядит очень современно.
Станислав Лем — один из немногих фантастов XX века, использовавших фантастику для решения таких философских проблем, как:
человек и социум в условиях освоения космического пространства;
роль человека в окружающем мире;
взаимосвязь человека и космоса;
контакты с иными формами разума.
Фильм «Солярис» одновременно рассматривает все эти направления.
С. Лем в «Солярисе» поднимает проблемы контактов не с инопланетными цивилизациями, а с иными формами разума. Сама проблематика произведения заключена в разрешении вопроса: «Насколько готово человечество к встрече с иными разумными формами?» Или, говоря словами одного из героев произведения: «Человеку нужен только человек?..»
Человечество, утверждает С. Лем, не готово к такому сценарию контактов с иными мирами, потому что мечтает встретить себе подобных или, в крайнем случае, «зелёных человечков», с которыми внутренне готово сражаться за место под солнцем.
Но величие С. Лема заключается в умении предоставлять некие психологические модели решения, казалось бы, неразрешимых задач. Не зря в случае с «Солярисом» главное действующее лицо — психолог, который сразу же предлагает психологические методы и способы решения проблемы контакта с разумной планетой.
Авторы фильма пошли несколько дальше, увязав земные проблемы главного героя и его психологический поединок с планетой-разумом в одно целое.
Главный герой не физик, не астроном, он не является типичным исследователем космоса. Он психолог и как психолог практически сразу же воспринимает фантомы, порождаемые инопланетным разумом, как равные людям. Он не пытается их исследовать (взятие проб крови, патологоанатомическое вскрытие, воздействие различными веществами и т. д.) — он пытается их понять. Единственный из всего экипажа станции, он не противопоставляет себя фантому. И в этом залог его успеха. Ему нет необходимости воздействовать на разумный океан рентгеновским излучением, даже более того — он всеми силами сопротивляется подобному обращению с живой, тем более мыслящей материей.
В течение всего фильма прослеживается его подавленность появлением фантома той, что умерла много лет назад. При кажущемся поражении перед вторжением иного разума главный герой выигрывает поединок. Сам того не понимая, он навязывает свои условия игры и побеждает и проигрывает одновременно.
Побеждает, потому что его общение способствует очеловечиванию самого фантома и осознанию планетой-разумом всей значимости контакта. Если в книге это описано вскользь, поверхностно, то в фильме видно, что процесс осмысления начался, и его начало похоже на инстинктивное поведение ребёнка.
Поражение главного героя в том, что к нему приходит понимание неправедности некоторых периодов своей жизни, неоправданной гибели близких и дорогих людей.
Но даже этот проигрыш авторы фильма показывают как взаимную победу разума — независимо от его формы и происхождения. Они начинают понимать друг друга, стараются стать похожими. Страдание заставляет человека осознать многое из того, что он — сознательно или нет — просто старался забыть. Планету-разум психологические страдания иной формы разума (человека) заставляют попытаться вначале скопировать, в конце — создать самому некую подобную форму материи, которая, в конечном счете, может привести к появлению человека, несмотря на то что только страдание делает разумную материю человеком.