Киноклуб Академии МНЭПУ

23 декабря 2010

В декабре 2010 года в кинотеатре «Иллюзион» состоялось открытие научно-просветительского проекта «Киноклуб Академии МНЭПУ».На заседании киноклуба присутствовали сту­денты и аспиранты Академии МНЭПУ, а также приглашённые гости.

Перед показом фильма с приветственным сло­вом выступили ректор НОУ ВПО «Академия МНЭПУ» к.э.н. Сергей Станиславович Степанов, который отметил важность и значимость открытия киноклуба, проректор по науке Академии МНЭПУ профессор, д.с.н. И. А. Сосунова, а также про­фессор ВНИИ искусствознания Министерства культуры РФ, к.ф.н. В. Н. Максимов.

На первой встрече киноклуба был показан фильм — обладатель Гран-при Каннского кино­фестиваля — «Солярис» режиссёра А. Тарковского.

Прекрасная работа А. Тарковского (экранизация одноимённого романа Станислава Лема), в которой режиссёр снял Донатаса Баниониса, На­талью Бондарчук, Николая Гринько, Анатолия Солоницына и др. И хотя картина снята в 1972 году, она и сегодня не потеряла своей актуальности и всё ещё выглядит очень современно.

Станислав Лем — один из немногих фантастов XX века, использовавших фантастику для решения таких философских проблем, как:
человек и социум в условиях освоения косми­ческого пространства;
роль человека в окружающем мире;
взаимосвязь человека и космоса;
контакты с иными формами разума.

Фильм «Солярис» одновременно рассматривает все эти направления.

С. Лем в «Солярисе» поднимает проблемы контактов не с инопланетными цивилизациями, а с иными формами разума. Сама проблематика произведения заключена в разрешении вопроса: «Насколько готово человечество к встрече с иными разумными формами?» Или, говоря сло­вами одного из героев произведения: «Человеку нужен только человек?..»

Человечество, утверждает С. Лем, не готово к такому сценарию контактов с иными мирами, потому что мечтает встретить себе подобных или, в крайнем случае, «зелёных человечков», с которыми внутренне готово сражаться за место под солнцем.

Но величие С. Лема заключается в умении предоставлять некие психологические модели решения, казалось бы, неразрешимых задач. Не зря в случае с «Солярисом» главное действующее лицо — психолог, который сразу же предлагает психологические методы и способы решения проблемы контакта с разумной планетой.

Авторы фильма пошли несколько дальше, увязав земные проблемы главного героя и его психологический поединок с планетой-разумом в одно целое.

Главный герой не физик, не астроном, он не является типичным исследователем космоса. Он психолог и как психолог практически сразу же воспринимает фантомы, порождаемые инопла­нетным разумом, как равные людям. Он не пы­тается их исследовать (взятие проб крови, патологоанатомическое вскрытие, воздействие раз­личными веществами и т. д.) — он пытается их понять. Единственный из всего экипажа станции, он не противопоставляет себя фантому. И в этом залог его успеха. Ему нет необходимости воз­действовать на разумный океан рентгеновским излучением, даже более того — он всеми силами сопротивляется подобному обращению с живой, тем более мыслящей материей.

В течение всего фильма прослеживается его подавленность появлением фантома той, что умерла много лет назад. При кажущемся пора­жении перед вторжением иного разума главный герой выигрывает поединок. Сам того не понимая, он навязывает свои условия игры и побеждает и проигрывает одновременно.

Побеждает, потому что его общение способствует очеловечиванию самого фантома и осознанию планетой-разумом всей значимости контакта. Если в книге это описано вскользь, поверхностно, то в фильме видно, что процесс осмысления на­чался, и его начало похоже на инстинктивное поведение ребёнка.

Поражение главного героя в том, что к нему приходит понимание неправедности некоторых периодов своей жизни, неоправданной гибели близких и дорогих людей.

Но даже этот проигрыш авторы фильма пока­зывают как взаимную победу разума — независимо от его формы и происхождения. Они начинают понимать друг друга, стараются стать похожими. Страдание заставляет человека осознать многое из того, что он — сознательно или нет — просто старался забыть. Планету-разум психологические страдания иной формы разума (человека) за­ставляют попытаться вначале скопировать, в конце — создать самому некую подобную форму материи, которая, в конечном счете, может привести к появлению человека, несмотря на то что только страдание делает разумную материю человеком.

на фото: Владимир Максимов, члены клуба и первые посетители

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Сообщение