Среда обитания человека и традиционная культура

20 декабря 2003

Философия выживания ставит вопрос о союзе науки и религии. Философия выживания выдвигает тезис: «Наука и религия — по одну сторону истины» как главный итог опыта XX века, в особенности итог опыта XX века в России. При этом не подразумевается организационного переустройства, уже существующего в сфере институализации — предполагается поиск новых структур, дополняющих прежние по мере необходимого для решения проблем:

а) признаваемых существующими возможными обеими сторонами согласия;

б) ясно осознаваемых сторонами как требующих объединения усилий в их разрешении, что может подтолкнуть стороны — науку и религию — к принятию этой позиции.

Экология: природная среда и нравственный смысл культуры, или Философия выживания как философия выживания

Точно так, как соразмерная человеку-человечеству жизнь гнездится на узкой полосе прибрежного шельфа, бесконечно малого в сравнении с безбрежностью мирового Океана, его (человека) представления о мироустройстве — культурные представления — имеют вполне ощутимые пределы представимого.

Философия выживания намерена сосредоточить усилия на этой, как многократно показывает современность, имеющей крайне важный смысл особенности представлений о мире, заключающейся в том, что представления о мире не способны создать последний, но они способны его разрушить. Научную новизну своих позиций она видит в утверждении наукой необходимости тезиса о нравственном самоограничении научного познания как условии принадлежности науки культуре, вне каковой наука в лучшем случае бессмысленна, в худшем — акультурна, а значит, по большому счёту, вредна, поскольку влечёт человечество в бездну.

Культура более всего связана с философией выживания и в зависимости от того, присутствует или не присутствует эта философия в основании жизни — включена ли и правильным ли (естественным, без насилия) образом включена философия выживания в жизнь, находится и способность конкретного общества (Цивилизации) к выживанию:

1. Философия выживания есть соотнесение Знания и Жизни, опирающееся на опыт «философии жизни» и «философии существования», выполняемое применительно к изменившимся условиям.

2. Философия выживания есть аккумуляция внимания на двух, трактуемых как определяющие для характеристики «новых условий», позициях, тесно взаимосвязанных друг с другом:

а) человечество опасно приблизилось и продолжает ускоренно приближаться к черте, которая может означать старт необратимых изменений сознания популяции, связанных с утратой ею контроля над собственным поведением в масштабе Планеты;

б) наука не справляется с задачей обеспечения человечества объективным знанием о мире в силу перекоса, возникшего в соотнесении наук о природе и культуре в едином организме Науки;

в) необходимо дополнение Науки Культуроведением.

Мир устроен одним и единственным образом. Наука, обозреваемая с достаточной высоты от своих начальных основополагающих открытий до самых современных, о том свидетельствует и то подтверждает. Тем самым, начавшись как протест против религиозной картины мира, наука в совокупности своих представлений стала наилучшим и наиболее убедительным для целого класса умов доказательством необходимости признания религиозного сознания как фактора стабильности мира. Поскольку признание единоустройства мира есть идея религиозная, а сознание, откликающееся на такое, ей адекватное, признание есть сознание религиозное, возникает необходимость признания этого сознания как факта, а значит, и конституирования его. Философия выживания, фокусирующая свое внимание на этой проблеме, таким конституированием видит кулътуроведение как область знания о мире, возводимую, подобно новому этажу уже существующего здания, совместными усилиями Церкви и Общества. Если сама эта идея совместно, Церковью и Обществом, не будет признана правомерной, все вытекающие из этого проблемы не возникнут — в смысле не будут оглашены, но и не перестанут существовать, не имея лишь общего для себя названия.

Если же идея кулътуроведения как совокупного знания о мире, возникающего не на распрях и взаимном отторжении, но в русле обоюдного признания, любви и стремления науки и религии друг к другу ради познания для спасения человечества в доме его Земля, станет нормой, то откроется и путь поиска конкретных действий Науки в согласии с Заповедями, дающий надежду на выживание.

Не о революционном разрушении уже сложившегося, но о созидательном соединении в единой форме гуманитарного и естественно-научного знания, обременённого и самоограничивающегося религиозным сознанием, речь.

Страницы:

Автор: В. Н. Максимов

Киновед, член Союза кинематографистов России, член Союза литераторов России, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИИ искусствознания, Заслуженный тренер России по синхронному плаванию.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Сообщение