Среда обитания человека и традиционная культура

20 декабря 2003

Выживание — та сфера индивидуальной жизнедеятельности, где человеческое существо в абсолютно индивидуальных, зачастую подсознательных действиях неизбежно решает для себя проблемы смысла человеческого существования. Крайне неуютная ситуация для индивида. В философском плане проблема частично не нова, поскольку философия существования — экзистенциализм — как раз и занималась этими неуютными для человека ситуациями, возможными при определённых обстоятельствах в жизни индивида.

Однако частично эта проблема и нова, притом принципиально нова, поскольку ситуация выживания человеческого рода на вверенной ему Создателем планете Земля ставит любого и каждого человека, жителя Земли, в ситуацию выживания даже при том, что его индивидуальная жизненная ситуация, возможно, и максимально отгораживает его от всего того, что в бытовом понимании ассоциируется с выживанием.

Формула «философия выживания» чревата смыслом, прямо противоположным тому, что связан с бытовым пониманием выживания, поскольку ближние цели индивидуального самоспасения по существу неотделимы от дальних (возможно, и очень дальних) для каждого отдельного человека целей —выживания вида. Но если человечество и вид, то все-таки особый. Поэтому философия выживания есть философия воспоминания о том, зачем человек явлен на свет Божий.

Быть венцом творения в мире гармонии, где твердь земная — под ногами, а высь небесная — над головой, где земля лелеет семя и творит чудо многого его умножения в колосе, вода поит и омывает — пробуждает живое к жизни, а дети дарят радость обновления мира, не только фантастически приятно, но и безумно ответственно. Быть Венцом творения и оказаться неспособным сохранить само Творение — значит оказаться развенчанным. В России ли не знать, как такое бывает и что за сим следует!

Темп разрушения мировой гармонии, наилучшим образом воплощенной в условиях нашей, отдельно взятой Планеты, опережает темп наращивания усилий по ее охранению.

Поэтому не потрясающие завоевания цивилизации, но тонкая чувствительность есть действительное доказательство царственной природы Человека. Тонкая чувствительность подобна способности андерсеновской принцессы через двадцать и через сто двадцать «перин» комфорта цивилизации чувствовать все-таки жесткость требований «горошины» традиционной культуры, твердо знающей, что несчастья происходят мгновенно, и потому, дабы не позволить тому случиться, создающей системы и системы систем превентивных мер.

Время и представления о нём в традиционной культуре могут трактоваться как первый и главный тому пример.

Время, знание о котором сегодня устойчиво кажется прерогативой физики, сформулировавшей всеобъемлющий (в том смысле, что всё представимое он объемлет) тезис о пространственно-временной континуальности, не расшифровывается, однако, через свою слиянность с пространством, то есть через представимую, пусть и достаточно сложным образом физическую континуальность. Время обладает и такой чертой, как принципиальная непредставимость, каковую, очевидно, никак не объемлешь.

Время открывается для понимания как время, то есть срок, все-таки через Судьбу. Это знали знающие сокровенное о Мире древние греки, это не упускали из виду и выдающиеся умы завершившегося XX столетия — Шпенглер, Лосев, Хайдегтер, Ясперс, Сартр, разрабатывающие «древнегреческую» тему «Время и Судьба», недоступную для естественнонаучного объяснения. Названная взаимосвязь — вполне конкретный случай и способ «уесть» кичливую Науку в том виде, в каком она представляется сегодня физикой, поставив последнюю на место доказательством того, что не на всё в представлениях Человечества и Цивилизации о Времени она просто имеет право посягать!

Из того, что «Судьба» не является и не может быть предметом рассмотрения науки, не следует, что «Время» свободно от этой связи. Точно так и человечество не свободно от своей судьбы, что в известной мере ясно демонстрирует, вверяя решение вопроса о времени, пусть и весьма уважаемой, но частной и только лишь естественной (не культурной) науке.

Наконец, есть то, от века складывающееся представление о времени, что заключено в Календаре. Естественная наука тяготеет к тому, чтобы и это «разноязыкое» — по-разному в разных культурах обживаемое — время, учитывающее многообразие планетарной климатической и культурной жизни, свести к единому Календарю, но само календарное представление о времени есть представление культурное. Потому как и для существования каждого культурного явления, для культурного времени жизненно важен принцип множественности. Слава Богу, на Планете не только складывались, но и по сей день существуют различные представления о календарном времени, связанные с особенностями различных мест Планеты и с культурами народов, их населяющих. Соответственно не только различные временные пояса, но и характерные точки разных Календарей должны быть признаны бесспорными фактами, важными для сохранения жизни на Планете.

Страницы:

Автор: В. Н. Максимов

Киновед, член Союза кинематографистов России, член Союза литераторов России, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИИ искусствознания, Заслуженный тренер России по синхронному плаванию.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Сообщение