Среда обитания человека и традиционная культура

20 декабря 2003

«Время», лежащее в фундаменте представлений человека о мире и его жизнедеятельности, есть конкретный пример воплощения названного тезиса. То, что естественно-научный вариант понимания времени через его неразрывную связь с пространством — «пространственно-временной континуум» — не есть мировидческое решение загадки времени, можно понять, обратившись к другой, для времени не менее, чем пространство, важной связи: «Время и Судьба», о чем ниже.

«Пространственно-временной континуум» физической трактовки времени раскрывает слишком малую часть правды о времени как всеобщности. Вполне конкретным, хотя и косвенным, свидетельством чему может являться то, что имевшие быть рубеж столетий и календарное начало отсчёта новой эры оказались никоим образом не связанными в общественном сознании с его фундаментальным представлением о времени. Из чего неизбежны два вывода: или культурная сторона времени действительно столь малозначительна в устройстве жизни современной Цивилизации, что не тянет более, чем на «метафористику» или «культурные игры», находящиеся в стороне от его фундаментальных представлений в этой области знаний, или, напротив, сходно с известным героем басни Крылова, что, хорошо запомнив, какие хранятся в кунсткамере «букашки, таракашки», слона-то в ней «и не приметил», Цивилизация в своих современных представлениях о времени упускает что-то очень существенное.

«Философия выживания» исходит из второго предположения и не соглашается с устоявшимся отождествлением естественно-научной картины времени с «мировым временем» в целом и даже только с той одной частью этой общей картины, какой являются европейские цивилизационные (в культурном плане — европоцентристские) представления о времени.

Наука не справляется с задачей обеспечения человечества объективным знанием о мире в силу перекоса, возникшего в соотнесении наук о природе и культуре в едином организме Науки и вызвавшего нарушение меры их концептуального присутствия в общей картине мира, ответственность за каковую перед Цивилизацией продолжает удерживать за собой Наука, трактуемая общественным мнением как целостность.

Физика и экология — два комплекса глобальных научных миропредставлений: один — наиболее устойчивый и в общей структуре научного знания укоренённый, другой — наиболее молодой, очевидно актуальный, подвижный, ищущий адекватное ему место в создании картины Мира. Оба могут быть рассмотрены для демонстрации подхода к соблюдению требования целостности научного знания о мире, взыскуемого философией выживания.

Философия выживания. В силу своей изначальной родовой принадлежности человечеству и самый свободный человек не свободен от комплекса связей с ним, поскольку своей индивидуальной судьбой он всё-таки решает общее и изначальное задание жизни. Из признания обязывающей силы такой связи отнюдь не следует, что то осуществляется, помимо воли Создателя, тем паче не следует, что и само возникновение жизни сладилось бы и без Его присутствия.

Скорее напротив — общими усилиями и на основе научных достижений открывается, что для того и создан был человек, тем и интересен он Создателю, что только в свободном поведении его, достижимом при наличии всего того сверхмногого, что стесняет свободу человека, и лишь в неимоверных трудах и в опоре на совокупный опыт человечества может открыться смысл времени как Дара Господня.

Сумеет ли человек посредством обретения полноты этого Дара гармонично уложить все многосложие современного ему, несовершенного мира в капсулу общемировой (планетарной) жизни, например, подобно тому, как то явил Господь (и в чём современная наука удостоверилась!) в геноме?

Философия выживания исходит из того, что такая, максималистская, постановка вопроса вполне уместна на рубеже веков, ибо числа обязывают всех. В данном случае речь идёт о поре векорубежья и сретения эр — о хронологической данности и о числах в счёте времён, указывающих тому, кто придаёт этому значение, на неизбежность особенности характера времён, соответствующих особенности смены чисел.

Вопрос в том, хочет ли и готова ли Цивилизация видеть себя тем, кто признаёт значимость чисел для себя? Если нет, тема закрыта по объективной причине — прошествии 2000 года. Если да, по столь же объективной причине тема открыта: мы не знаем, одномоментен ли переходный период. То есть, длился ли он один лишь 2000 год и завершился с наступлением 2001 года (как то следует из хронологии) или промежуточный 2000 год лишь обозначил середину длительного процесса, задолго до него начавшегося и далеко не с наступлением 2001 года склонного завершиться? И поиск ответа на этот вопрос тоже забота философии выживания.

Выживание в бытовом и повседневном понимании этого слова ассоциируется с проблемой индивидуального выкарабкивания из сложностей, подчас любой ценой, во всяком случае, часто употребляется как оправдание или причина объяснения нарушения житейских, а то и нравственных норм. По этой причине выживание оказывается в ряду понятий пограничных и пограничья, потому понятием неудобным для частого, нормального употребления и отнюдь не ласкающим слух, напоминающим о существовании той области, где человеку предстоит делать мучительный выбор перед жизнью, конкретным воплощением каковой, как всякое живое существо, он является, и человечностью — сгустком абстрактных представлений о высшем, божеском, с каковыми он неизбежно, как представитель человеческого рода вообще и своей конкретной социальности в частности, жизненно тесно связан.

Страницы:

Автор: В. Н. Максимов

Киновед, член Союза кинематографистов России, член Союза литераторов России, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИИ искусствознания, Заслуженный тренер России по синхронному плаванию.

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

Сообщение